Александр Семёнович Шендеров (1897-1967) «Выход слонов. Воспоминание о цирке (II)»
1967 г.
Холст, масло
95 × 90 см; в раме — 115 × 110 см
Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019
Особое место в творчестве А. С. Шендерова занимает цикл из пяти полотен, посвященных цирку, где анималистический жанр очень органично сочетается с реминисценциями мирискуснической эстетики: «Воспоминание о цирке (I)» (1960), «Выход слонов» (1960), «Дрессировщица леопардов» (1960), «Морской лев-жонглер» (1965), «Вальс. Сиреневый конь» (1967).
Каждая композиция представляет собой цепь впечатлений, зафиксированных памятью художника. Все сцены до предела наполнены группами персонажей, участвующих в цирковых представлениях. Клоуны, гимнасты, дрессировщицы, балерины и наездницы объединены единым движением с учеными животными, послушными их воле. Величественно выступают нарядные слоны, гарцуют или несутся вскачь лошади, кольцом вьются вокруг дрессировщицы леопарды, морской лев жонглирует большим мячом. Под куполом цирка раскачиваются на трапециях акробаты, и кажется, что сама арена кружится вместе с ними. Фон происходящего также насыщен деталями: где‑то это яркий цирковой занавес, где‑то бордюр арены с кувыркающимся клоуном, и даже дрессированный попугай или скачущая в стороне зебра оттеняют главное событие.
Яркость и торжественность общего колорита, звонкие сочетания локальных цветовых плоскостей и предельное заполнение пространства холста близки в этих работах А. С. Шендерова приемам иконописи.
• Александр Семёнович Шендеров (1897, Ростов-на-Дону — 1967, Ленинград) — живописец, график, литограф. Анималист, портретист, пейзажист, жанрист, мастер натюрморта. Родился в семье служащего. Учился на медицинском факультете Донского университета (1917–1918) и на отделении истории искусства Донского Археологического института (1919– 1921). В 1921 году переехал в Петроград, где тесно сошелся с М. В. Добужинским и К. С. Петровым-Водкиным. В 1923 году начал педагогическую деятельность. В 1934 году был арестован и отправлен на строительство канала «Москва — Волга». В 1936 году досрочно освобожден (с запретом проживать в Ленинграде). В 1936–1941, 1944–1950, 1952–1955 годах жил в Ростове-на-Дону. В 1941 году ушел на фронт добровольцем. В 1944 году демобилизовался по состоянию здоровья. В 1950–1952 годах жил и работал в Нижнем Тагиле. В 1955 году был реабилитирован и смог вернуться в Ленинград. Экспонент «Мир искусства» (1924), Общины художников (с 1928), выставки «Художники РСФСР за 15 лет» (1932). Член Ленинградского отделения Союза художников СССР (с 1955). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств и других музейных собраниях.