Спас Благое Молчание
Последняя четверть XVIII в., Москва (?)
Дерево, левкас, темпера, золочение
33,3 × 27,4 × 3,1 см
Оклад — 1820‑е гг. Москва. Серебро, штамп, чеканка, канфарение, гравировка, золочение.
На нижнем бортике клейма: 84‑й пробы, герб Москвы в фигурном щитке (1770‑е — 1810‑е гг.), неизвестного альдермана «А О // П» в сердцевидном щитке (встречается в последней четверти XVIII — начале XIX в., но с точкой между первыми буквами) и мастера «А Т» в прямоугольном щитке (Афанасий Тихонов, упоминается в 1820–1839 гг.). В левой части венца клейма 84‑й пробы и мастера
Образ Спасителя в виде отрока со скрещенными на груди руками впервые в русском искусстве встречается в росписи алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (1481 или 1513–1515 гг.). Он развивает символическую иконографию «Иисус Христос Ангел Великого совета», основанную на ветхозаветных пророчествах.
В XVII в. на этой основе складываются изображения Христа-отрока с крыльями и восьмиконечным нимбом, заимствованным из иконографии Бога Отца и олицетворений Божественной Премудрости.
Сюжет получил широкое распространение в среде старообрядцев, встречаясь и в медном литье, и в живописи.
Распространение изображений Спаса Благое молчание в XVII в., скорее всего, объясняется не только глубиной их символического содержания, но и другими причинами — ассоциациями с темой аскетизма и созерцания, а также долготерпения Господа, не желающего смерти грешника. Популярность типа в старообрядческом искусстве была обусловлена как аскетическими настроениями, свойственными этой среде, так и идеей жертвенного безмолвия и готовности к испытаниям ради сохранения истинной веры.