Войти / Регистрация

Окимоно «Слон с лотосами»

Лот №322
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 2 500 000 - 3 000 000 

Мастер Масаюки (яп. 政之)
Токио, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Слоновая кость, перламутр, розовый коралл, рог, черепаший панцирь; резьба, полировка, гравировка, тонирование, инкрустация
Высота: 28,5; длина: 35 см
С экспертным заключением

Окимоно, изображающее буддийского слона, украшено в стиле сибаяма. Слон стоит на прямых ногах с опущенным хоботом. На нем сбруя и ажурная накидка из драгоценностей со свисающими кистями. Попона украшена инкрустацией фигурных пластин из перламутра и тонированной кости. Изображены разнообразные цветы: пионы (символ богатства), хризантемы (символ долголетия) и др. Паланкин на спине слона выполнен в виде цветка лотоса — символа буддизма. К сбруе на голове слона также прикреплены крупные скульптурные цветы лотоса.

Изображение слона трактовано в буддийском стиле. Белые слоны были неизменными спутниками бодхисаттв, жертвующих собой во имя освобождения других. В буддизме слоны — одни из самых почитаемых животных. Они считаются символом лучших черт души: любви ко всему живому, доброты, спокойного ума, стабильности и житейской мудрости. Белые слоны символизирует покой, благополучие, стабильность и мир в стране.

Снизу на ноге слона выгравирована марка — два иероглифа «政之», читающиеся как «Масаюки». Работы мастера Масаюки довольно известны и демонстрируют высокое мастерство декорирования в стиле сибаяма. Одним из излюбленных изображений Масаюки был слон. Известно несколько его произведений, изображающих слонов и украшенных инкрустациями в стиле сибаяма. Все работы мастера находятся в частных коллекциях, одно из них — на постоянной экспозиции в Национальном музее восточных искусств — музее Гиме (фр. Musée Guimet) в Париже.

Стиль сибаяма назван так по названию школы «Сибаяма», созданной в конце XVIII века резчиком нэцкэ Оноги Сэндзо, который одним из первых стал инкрустировать свои произведения фигурными элементами из ценных материалов. Такой декор завоевал большую популярность и был подхвачен мастерами периода Мэйдзи, которые стали создавать на экспорт окимоно, подносы, вазы, декоративные панно и даже шкафы, украшенные в стиле сибаяма.

Мастера, работавшие в стиле сибаяма, ориентировались преимущественно на европейские вкусы и европейский рынок. Большинство предметов с таким декором было произведено в Токио и Иокогаме, где присутствовало значительное количество иностранцев, а многие магазины сотрудничали с международными дилерами. Сочетание сплошных инкрустированных фонов и дробного детализированного изображения из белой и подкрашенной слоновой кости, перламутра, кораллов и панциря черепахи производило впечатление роскоши. К безусловным достоинствам мастеров сибаяма следует отнести тщательность, с которой они выполняли тонкую, почти ювелирную инкрустацию. Дороговизна изделий сибаяма не способствовала их широкому распространению — это всегда были эксклюзивные, элитарные предметы.