Войти / Регистрация

Декоративные стаканы для кистей

Лот №331
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 2 500 000 - 3 000 000 

Япония, ранний период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование; дерево, лак маки-э (подставки)
Высота: 68,5 см (с подставками)
С экспертным заключением

Крупные декоративные стаканы для хранения кистей созданы из слоновых бивней высокого качества и украшены по всей поверхности высокорельефной резьбой. Такие великолепные произведения выполняли резчики японских буддийских храмов в конце XIX века для продажи на экспорт. На обоих стаканах по всей поверхности под ветвистыми соснами и цветущей сливой развернуты разнообразные сцены охоты: на оленей, зайцев, уток; с помощью луков, мечей, собак и прирученных ястребов. Забавным элементом является изображение огромной змеи в кроне сосны, тоже охотящейся на маленьких птичек.

Стаканы установлены на деревянные резные подставки сложной шестиугольной формы, украшенные золотым лаком в технике маки-э и являющиеся сами по себе великолепными произведениями искусства. По сей день считается, что техника японского лака являет собой безупречный вкус и самое изысканное мастерство среди прикладных искусств всего мира.

Япония — страна с чрезвычайно высокой влажностью, и первоначально лак использовали для защиты вещей. Лак наносили на кожу, камень, бамбук, керамику, бумагу, металлы и дерево. Основные техники по работе с лаком были заимствованы из Китая, но получили «японское» звучание — сдержанную элегантность, популярную в японских аристократических кругах. На лак насыпался золотой и серебряный порошок в технике маки-э («разбрызганный лак»), который приобрел популярность начиная с VIII–IX вв. Популярными сюжетами для лакированных изделий были изображения времен года, поэтические мотивы, цветы и птицы.
Снизу подставок имеются квадратные печати с четырьмя иероглифами «金子製作», читающиеся как «Канэко сэйсаку», что переводится с японского как «создал Канэко». Канэко — известный мастер по лаковому декору конца XIX века. Часто его произведения — это совместное творение с мастерами других направлений декоративного искусства Японии того времени. Вероятно, мастер был очень знаменит еще при жизни, так как если его работы дополняли великолепные гравировки по металлам или резьба по слоновой кости, выполненные другими мастерами, на произведениях ставилась печать только лишь мастера Канэко.

Произведение находится в прекрасном состоянии, является большой редкостью и имеет высокое историко-художественное и музейное значение.