Ваза с изображением вьюнка асагао
Мастерская Миягавы «Макудзу» Кодзана
Иокогама, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Фарфор; подглазурная роспись
Высота: 31,2 см
Ваза в форме овоида с длинным горлом и чуть расширяющейся кольцевой ножкой. Украшена развернутым по всему тулову изображением цветка асагао, выполненным подглазурным нежным желтым пигментом на красно-коричневом фоне.
Асагао — японское название вьюнка, буквально означает «утренний лик». У нас он известен под названием ипомея. Считается, что его семена были завезены в Японию из Китая уже в конце эпохи Нара (710–784). С тех пор вьюнок служил в Японии символом мимолетности и одновременно примирения с бесконечной изменчивостью жизни. Это связано с недолговечной красотой цветка и способностью вьюнка быть гибким, цепляться за опору и подниматься вверх. Вьюнок многократно воспет в японской поэзии, запечатлен на картинах японских художников, является одним из излюбленных орнаментов при росписи ширм, декоративно-прикладных произведений и кимоно.
На донце произведения имеется подпись из шести иероглифов (香山窯 真葛製) «Печи [мастерской] Макудзу, создал Кодзан», выполненная подглазурным кобальтом. Данную печать относят к работам мастерской 1890‑х годов.