Войти / Регистрация

Шкатулка с изображением красавицы

Лот №342
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 8 000 000 - 10 000 000 

Мастерская Комаи Япония, Киото, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Железо, золото, серебро, сплавы; чеканка, шлифовка, инкрустация , патинирование
Марка «日本国京東住駒井製» («Япония, Киото, сделано Комаи»)
14,2 × 11,2 × 7,3 см
С экспертным заключением

Произведение относится к лучшим образцам работ мастерской Комаи и представляет собой крупную шкатулку, выполненную из железа и инкрустированную золотом в технике нуномэдзоган (инкрустация «тканый узор») и ювелирными сплавами и серебром в технике такадзоган («высокорельефная аппликация»). Шкатулка с полностью снимающейся крышкой стоит на четырех трехлопастных ножках в стиле «облачный воротник» с резным подзором. Внутреннее пространство шкатулки позолочено и декорировано изображениями, выполненными гравировкой в технике катакирибори1.

На нижней стороне коробки среди летящих мифических птиц Хо-о имеется инкрустированная золотом печать с надписью из девяти иероглифов (яп. 日本国京都住駒井製, Нихон коку Кёто дзю Комаи сэй), вписанных в квадрат с изображением сидящей сверху стрекозы. Иероглифы переводятся как «Сделано в Японии в городе Киото компанией Комаи».

Имя мастерской Комаи широко известно во всем мире. Во всем разнообразии выпущенной ей произведений, выполненных на основе стали с использованием золота различных оттенков, чувствуется неповторимый авторский стиль, который невозможно ни с чем перепутать. Его отличает особый золотой рисунок кин-нуномэдзоган («золотой тканый узор») — подражание узору на парче со стилизованными геометрическими орнаментами, пейзажами, птицами и цветами, а также изображением виноградной лозы. Особенностью декорирования произведений мастерской Комаи был прием контраста простой, матовой фактуры железа и детальной, ювелирной проработки изображения. Такой прием был свойственен японскому декоративному искусству того периода и ярко выражен в творчестве лучших мастеров. Самые дорогие произведения дополняли центральным в декоре изображением, выполненным в технике объемной инкрустации золотом, серебром и особыми японскими сплавами по мотивам какой‑либо легенды, исторического события или знаменитого места.

Мастерская Комаи была основана в 1841 году отцом знаменитого мастера художественной работы по металлу Комаи Отодзиро (яп. 駒井音次郎, 1842–1917). Именно в период управления Отодзиро, с 1870‑х по 1917 год, мастерская добилась успеха и мировой славы. С 1873 года работы Комаи стали известны за пределами Японии, а в 1900 году его работы получили все призовые места на Всемирной выставке в Париже. Затем мастерская Комаи под управлением Отодзиро участвовала в выставках в Сент-Луисе в 1904 году, в Льеже в 1905‑м, в Санкт-Петербурге в 1908‑м, в Сиэтле в 1909‑м, в Брюсселе в 1910‑м, в Лондоне в 1910‑м и в Вене в 1913‑м.

На крышке шкатулки в технике высокорельефной аппликации такадзоган (когда фрагменты инкрустаций создавались отдельно и затем прикреплялись к готовому фону при помощи штифтов) изображена молодая красавица. Девушка, одетая в кимоно, стоит под цветущей сакурой, с которой опадают листочки. За ее спиной — река, по которой плывет одинокая лодка, и длинный деревянный мост Тогэцу-кё2 на фоне знаменитых гор Арасияма в Киото. Кимоно красавицы украшено цветами пиона — символом богатства, пояс оби — изображением театральных масок. Волосы девушки убраны в традиционную японскую прическу и украшены заколкой со свисающей кисточкой. Фон вокруг центрального изображения — весенне-осенний узор из цветков сакуры и листиков осеннего клена момидзи. Боковые стороны шкатулки декорированы изображением летящих ласточек и цветов всех сезонов.

На внутренней стороне крышки изображен пейзаж с павильоном Феникса буддийского храма Бёдо-ин в городе Удзи недалеко от Киото. Этот павильон, посвященный Будде Амиде, был построен в 1053 году и сохранился до наших дней в первозданном виде. Внутри самой шкатулки выгравировано изображение знаменитого Золотого храма Кинкакудзи — главной достопримечательности Киото. Кинкакудзи построен в 1397 году и весь, кроме нижнего этажа, был покрыт позолотой. В 1950 году монах-ученик совершил поджог Золотого храма, пытаясь сгореть вместе с «недопустимой красотой». Новый Кинкакудзи начали отстраивать в 1955 году, практически с нуля, на основе инженерных данных о предыдущем здании и фотографий, реставрационные работы завершились только в октябре 1987 года.

Шкатулка с изображением красавицы и японских храмов — это великолепный образец, демонстрирующий неповторимый декоративный стиль мастерских Комаи, высочайший технологический уровень исполнения и талант японских мастеров периода Мэйдзи.

Произведение имеет важное историко-художественное и музейное значение.


1 Катакирибори — резьба с использованием линий разной толщины и глубины (др. назв. эбубори — «гравировка кистью»). Эта техника получила распространение еще в эпоху Гэнроку (1688–1704). Линию проводили специально заточенной стамеской с несколькими гранями, расположенными под разным углом друг к другу, и в результате получалась углубленная V-образная бороздка, похожая на штрих кисточкой. Переменная ширина и интенсивность штрихов, используемых в живописи суми-э, могла таким образом имитироваться на металле, с углом резьбы, вводящим тонкую игру тени, что позволяло усилить эффект рисунка. Квалифицированный художник мог создать истинное произведение искусства несколькими быстрыми движениями резца, подобно тому, как художники суми-э могли набросать шедевр, почти не отнимая кисть от бумаги.

2 Мост Тогэцу-кё возведен в X веке и до сих пор является одним из любимых мест для гуляния и любования сакурой. Длина моста составляет около двухсот метров, и что интересно — по одну сторону моста река носит название Кацура, а по другую — Ходзу. В давние времена по мосту прогуливались знатные особы, особенно были популярны ночные прогулки, во время которых устраивались целые представления. Название моста переводится как «пересекающий луну» и дано ему императором Камэямой в XIII веке, во время прогулки под ночным небом, когда он заметил, что лунный свет словно разрезает мост на две части.