Ваза в стиле кё-сацума
Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山), художник Содзан (яп. 素山)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; подглазурный кобальт, глазурь кракле, надгл азурная полихромная роспись железными красками, эмалями и золотом
Высота: 39 см
Предмет является образцом японской керамики, выполненным в стиле кё-сацума (яп. «киотская сацума») в 1890‑е годы. Этот стиль использовал ряд технологических и художественных приемов, сложившихся во второй половине XIX века в Японии в исторической провинции Сацума. Изделия в стиле кё-сацума принадлежат к лучшим образцам экспортной японской керамики конца XIX — начала XX века.
Это декоративная ваза овоидной формы с узким горлом, оканчивающимся валиком и практически прямым оплечьем. Предмет декорирован в комплексной технике, сочетающей роспись железными красками, полихромными эмалями и позолоту по поверхности с глазурью кракле, а также роспись эмалевыми красками и позолоту по поверхности, окрашенной подглазурным темно-синим кобальтом.
С двух сторон вазы имеются изображения, выполненные на манер художественных свитков. Показаны традиционные японские живописные сюжеты: с одной стороны Никко Тосёгу1 — синтоистское святилище в японском городе Никко, префектура Тотиги, а именно — одни из его ворот под названием Ёмэймон, построенные в 1636 г., с другой — цветущие глицинии над прудом с карпами. Пространство между картушами полностью заполнено стилизованным изображением веточек, на фоне которых даны квадратные резервы с классическими японскими тканевыми узорами, имеющими благопожелательное значение. Горло вазы акцентировано поясом, имитирующим потеки глазури нагарэ-гусури и заполненным изображением трилистника павловнии — символом удачи. Оплечье украшено изображением летящих мистических птиц Хо-о — символом вселенской гармонии, мира и процветания.
На донце вазы имеется марка — прямоугольник с нанесенными золотом иероглифами «京都 錦光山造» (Киото Кинкōдзан дзō), что переводится как «Сделано в Киото [в мастерской] Кинкодзан». Левее расположена подпись художника, расписавшего вазу, — два иероглифа «素山» (Содзан), заключенные в овал. Марка и печать означают, что произведение было создано в мастерской одной из самых знаменитых киотских династий керамистов, подписывавших изделия иероглифами Кинкодзан (яп. 錦光山), и расписано Содзаном, самым известным художником мастерской. Аналогичные подписи Содзана расположены внизу живописных картушей и еще раз подтверждают, что живопись выполнена непосредственно художником.
Мастерские Кинкодзан широко известны во всем мире. Их изделия находятся в крупных музеях: Токийском национальном музее, Киотском музее современного искусства, Британском музее, Российском Государственном Эрмитаже и др. Имеются они также в известных частных собраниях: в коллекции японского искусства семейного траста «Кибо», основанного профессором Нассером Халили, в коллекции Мурата Масаюки — куратора и владельца киотского частного музея «Киёмидзу Саннэндзака Бидзюцукан», экспонирующего произведения декоративного искусства конца периода Эдо — периода Мэйдзи.
Содзан — самый известный мастер росписи, работавший в мастерской Кинкодзан в период расцвета экспорта керамики сацума — в конце XIX века. До нас дошли лишь некоторые уникальные произведения с печатью мастерской Кинкодзан и одновременно подписанные именем художника Содзана. Как мастер росписи Содзан еще в то время получил очень высокую оценку за границей. Сейчас произведения «Кинкодзан, Содзан» являются самыми ценными и желанными среди коллекционеров, которые собирают высококлассную керамику.
1 В 1999 году храм Никко Тосёгу был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.