Войти / Регистрация

Ангел-хранитель, Иоанн Предтеча и мученица Надежда

Лот №70
Закрытие лота: 25.05.2023
Эстимейт: 8 000 000 - 10 000 000 
  • Год: 1901

1901 г., Москва
Василий Павлович Гурьянов*
Дерево, паволока (?), левкас, темпера, золочение, чеканка по зо лоченому левкасу
84,9 × 59,5 × 3,6 см
Происходит из Воскресенской церкви села Парфеньево Калязинского уезда Тверской губернии

Надписи: на оборотной стороне, в центре, квадратное клеймо, нанесенное белилами, с тонкой красной рамкой внутри и коричневой обводкой по краям. В клейме надпись коричневой краской, полууставом, в двенадцать строк (заглавная буквица написана красным): «Сїѧ И ̑кона сооружєна благодарными // прихожанами села Парьфеньева // Калѧзинскаго у҆ѣзда Твєрской Гу҆=// бєрнїи въ памѧть у҆стройства ка=// мєннои трапєзы и҆ новаго прєстола // во и҆мѧ Богоматєри и҆ въ чєсть И ̑ко=//ны є҆ѧ и҆мєнуємой (У҆милєнїѧ) Мно=// го-попєчитєльными И҆ваномъ // Е҆вдокимовичємъ и҆ су҆пру҆гаю є҆го. // Надєждою И҆вановною Колгушки=// ными въ 1901го года ωктѧбрѧ // [1?] го днѧ.». В правом нижнем углу средника, черной краской, полууставом, в одну строку: «Писалъ В. П. Гурьѧновъ въ Москвѣ 1901 года».

С экспертным заключением: акт комплексной экспертизы № 978, В. В. Баранов (В. П. Гурьянов, 1901 г., Москва)

Памятник представляет собой сравнительно редкий пример адаптации сюжета, характерного для небольших домашних икон, к типу крупного храмового образа. На нем представлены соименные святые семейной пары — пророк Иоанн Предтеча и мученица Надежда, а также Ангел-хранитель, покровительствующий обоим супругам. По традиции, фигура Ангела несколько выделена — она приподнята относительно прочих и поставлена на облако.

Имена супругов содержатся в надписи на обороте. Как свидетельствует текст, Иван Евдокимович и Надежда Ивановна Колгушкины не являлись заказчиками иконы. Она была «сооружена» благодарными прихожанами в память о благотворительном деянии супругов, устроивших новую каменную трапезную и придел при Воскресенской церкви села Парфеньево Калязинского уезда Тверской губернии. Таким образом, произведение, выполненное в дорогой столичной мастерской, в известном смысле играло роль подносной иконы. Тем не менее оно предназначалось не для домашнего, а для церковного интерьера, где должно было напоминать прихожанам и духовенству о необходимости молиться за своих благодетелей.

Ныне не существующее село Парфеньево входило в состав Фроловской волости Калязинского уезда (сейчас это урочище в северной части Кашинского района Тверской области).

•   Василий Павлович Гурьянов (около 1867–1920 (?) г.) — уроженец слободы Мстёра Владимирской губернии, в 1890 г. переехавший в Москву и начавший собственное иконописное дело. Его талант, знания и энергичная деятельность сделали мастерскую одной из крупнейших и значительных в Москве конца XIX — начала ХХ в. Отточенную до совершенства технику и красоту гурьяновских работ ценили члены императорской семьи, о чем свидетельствовали многочисленные награды и дары. В 1905 г. иконописцу В. П. Гурьянову было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества, с 1912 г. он являлся придворным иконописцем, а его дочь Зоя стала крестницей императора Николая II, что говорит о близости художника к царскому семейству. Мастерская получала престижные заказы, часто выполняла иконы-подношения от разных лиц царственным особам и, наоборот, дары императорской семьи другим лицам. Художник умер в бедности на родине, уехав туда после Октябрьской революции.