Священномученник Зиновий Эгийский
Конец XIX в., Москва
Мастерская Иосифа Семёновича Чирикова (?)
Дерево, левкас, темпера, золочение
31,2 × 26,5 × 2,9 см
С экспертным заключением: ВХНРЦ, № 30, 30 ноября 2017 г., С. Н. Добрынин (начало XX в., мастерская В. П. Гурьянова, Москва); ЦМиАР, № 289, 20 октября 2020 г., Ж. Г. Белик, А. А. Борисов, О. Е. Труфанова (конец XIX — начало XX в., Мстёра); акт комплексной экспертизы № 985, В. В. Баранов, при участии Д. С. Першина (конец XIX — начало XX в., мастерские мстёричей в Москве)
Икона относится к дорогим, заказным личным моленным образам, создававшимся для взыскательных и состоятельных заказчиков. По-видимому, ее владелец носил имя Зиновий. По множеству характерных стилистических и технологических особенностей публикуемой иконы ее можно отнести к кругу произведений, вышедших из мастерской Иосифа Семёновича Чирикова. Гармоничность пропорций, мягкое личное письмо, ювелирная проработка орнаментов одежд, точность и виртуозность рисунка, холодный «вибрирующий» колорит, аристократичность исполнения — все это отличает произведения знаменитого московского мстёрца. Икона имеет большое сходство с подписным образом великомученика Феодора Тирона 1891 г. из Музея русской иконы (Иконописные сокровища, 2019. Кат. 77) и с подписной иконой святого благоверного князя Александра Невского, хранящейся в одном из частных собраний. Все перечисленные произведения выполнены в стиле знаменитых минейных икон, которые О. С. Чириков и М. И. Дикарёв выполняли для Введенской церкви Мраморного дворца в Петербурге.