Войти / Регистрация

Богоматерь Тихвинская

Лот №12
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 1 600 000
Ставка Логин Время

Конец XVIII в., Ярославль (?)
Дерево, левкас, темпера
80,4 × 67,3 × 2,3 см
Приобретена в Москве
Реставрирована в 2020 г.
Доска лиственной породы, из двух частей, с неглубоким ковчегом.
На обороте две врезные несквозные встречные шпонки
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 130. С. 296–297 (М. О. Онуфриенко)

Икона является списком с явленного чудотворного образа Богоматери Тихвинской, который был обретен в 1383 году и в настоящее время находится в соборе Успенского монастыря в Тихвине. На рубеже XV–XVI веков началось ее общерусское почитание и составлено «Сказание о Тихвинской иконе», в котором сообщается о нескольких последовательных явлениях образа в новгородских землях. Затем икона «остановилась» на левом берегу реки Тихвинки, где вскоре была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но икона осталась невредимой. В 1547 году был основан Богородицкий Успенский монастырь. С основанием Петербурга она стала почитаться покровительницей новой столицы и северных рубежей государства. Во время Великой Отечественной войны Тихвинская икона Богоматери была вывезена сначала в Европу, затем в Америку, и долгое время находилась в русском храме апостолов Петра и Павла в Чикаго. В июне 2004 года святыня была возвращена в Тихвин.

Данная икона относится к числу списков «Богоматери Тихвинской» «в меру и подобие». Об этом свидетельствуют ее размеры, надпись на нижнем поле и точность воспроизведения иконографии. Стиль иконы ориентирован на прославленный образец — мастер стремился создать как можно более точный список. Во второй половине XVIII — начале XIX века было исполнено множество Тихвинских образов, написанных в подобной манере, списки роднят размер и стиль живописи, характер начертания букв в круглых дробницах, а также формула надписи на нижнем поле. Вместе с тем рассматриваемая икона отличается от аналогов утонченностью, аккуратностью рисунка, изяществом силуэтов и вытянутыми пропорциями фигур. Ее живопись характеризуется большей теплотой и ясностью колорита. Насыщенные и светлые цвета в соединении с золотом создают ощущение внутреннего свечения иконы, а сочетание густых синего и вишневого цветов с широкими блестящими поверхностями придает произведению особый блеск и царственное великолепие.