Войти / Регистрация

Шестоднев

Лот №14
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 3 200 000 - 3 500 000 

Первая четверть XIX в., Палех
Дерево, левкас, темпера
44,8 × 37,1 × 2,5 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска из нескольких частей — центральной (ее границы совпадают с внешней лузгой) и окружающих ее планок, образующих поля. На обороте эта конструкция скреплена двумя врезными встречными шпонками
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 172. С. 40–41 (А. С. Преображенский)

Сложная по композиции иконография, известная под названием Шестоднев, сложилась в начале XIX века у иконописцев Палеха и устойчиво бытовала там на протяжении всего столетия, практически не встречаясь в других иконописных центрах. Автором этого извода принято считать жившего на рубеже XVIII–XIX веков мастера Василия Ивановича Хохлова, поскольку его автограф стоит на трех иконах такого типа. Также считается, что в дальнейшем на иконах Шестоднева специализировалась только семейная мастерская Хохловых, где работали многочисленные родственники и потомки художника, хотя документального подтверждения эта гипотеза пока не получила.

В основе иконографии лежит текст поучений Кирилла Философа (IX век), которые приурочены к каждому дню недели, кроме субботы. Изображение Субботы всех святых было добавлено иконописцами, чтобы символически представить все дни седмицы. Расширенный вариант этой композиции, появившийся в Палехе, был создан под влиянием текстов разных авторов с комментариями начальных глав ветхозаветной Книги Бытия, где описывается сотворение мира за шесть дней.

Икона из коллекции И. А. Сысолятина служит характерным примером «хохловской» иконографии Шестоднева. Подобно другим памятникам этой группы, образ включает традиционные композиции, отражающие содержание седмичного богослужения, и дополнительные сцены в центральной части средника — изображения шести дней творения и грехопадения Адама и Евы (седьмому дню — дню покоя Господа, почившего от дел своих, соответствует фигура Саваофа над образом тронного Спасителя). Выявляя изначальную связь сюжета «Шестоднев» с темой сотворения вселенной и человека, они напоминают о постоянном действии Божественного промысла, создавшего мир, освободившего человеческий род от власти греха и даровавшего ему спасение в лоне Церкви, которую олицетворяют представленные в среднике святые.

Тонкая миниатюрная живопись образа находит множество аналогий среди палехских икон первой четверти XIX века и тяготеет к кругу произведений, связываемых с Василием Ивановым Хохловым и подражавшими ему мастерами.