Войти / Регистрация

Чудо великомученика Георгия о змие

Лот №16
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 640 000
Ставка Логин Время

Вторая четверть XIX в., Палех
Дерево, левкас, темпера
35,5 × 29,1 × 2,5 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска кипарисовая (?), из двух частей, без ковчега. На обороте две врезные несквозные встречные дубовые шпонки, слегка сужающиеся, с гладкой поверхностью
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 179. С. 54–55 (М. И. Пирогова)

На иконе представлен великомученик Георгий († 303), сидящий верхом на белом коне и поражающий копьем дракона в открытую пасть. Справа изображена царевна, стоящая на коленях, с молитвенно сложенными руками, она с надеждой смотрит на святого Георгия, явившегося избавить ее от смерти. Великомученик Георгий почитается во всем христианском мире, и особенно в России, где ему посвящено множество храмов и монастырей. Его образ стал гербом Москвы и центральной частью государственного герба России. В соответствии с греческой житийной традицией считается, что святой родился в Каппадокии, в семье военачальника Геронтия и христианки Полихронии. В юном возрасте Георгий поступил на военную службу, был назначен комитом (приближенным императора). С началом гонений на христиан во время правления императора Диоклетиана, он явился на суд, объявил себя христианином, за что был предан многочисленным истязаниям, которые стойко переносил. По приказу императора святого Георгия обезглавили.

В греческой традиции Чудо о змие считается прижизненным, в славянской и западноевропейской литерату-ре этот эпизод относится к числу посмертных чудес. Согласно тексту Сказания, рядом с неким языческим городом жил в озере дракон, которому жители отдавали девушек на съедение, чтобы сохранить жизни других горожан. Очередь дошла до царской дочери Елисавы, ее вывели за стены города, в этот момент появился всадник на белом коне, он помолился Богу и победил чудище. Девушка была спасена, она накинула на шею змия свой пояс и повела по городу. Горожане стали христианами, когда узнали о том, что Георгий победил дракона силою Иисуса Христа. Это чудо получило широкое распространение в литературе и искусстве, так как олицетворяло торжество добра над силами зла.

Великомученик Георгий изображен в типе змееборца, наиболее распространенном среди его сохранившихся образов. Иконография сюжета представлена в расширенном варианте. Кроме основных персонажей здесь изображены спасенная Георгием царевна, царь, царица и служанка, удивленно наблюдающие за подвигом святого с балкона дворца, возвышающегося над городской стеной. Как и в большинстве икон с подобной иконографической схемой, слетающий с небес ангел возносит над главой мученика венец Царствия небесного. Стилевые и иконографические особенности произведения отсылают к традиционной иконописи второй четверти XIX века и находят аналогии в иконописи Палеха.