Константин Егорович Маковский «Религиозная процессия в Каире»
Константин Егорович Маковский (1839-1915)
1870-е гг.
Холст, масло
44 × 92 см; в раме — 71,5 × 119,5 см
Справа внизу подпись: C. Makowsky
На обороте рамы этикетка парижской художественной мастерской Л. Журдена
Провенанс: Bonhams, London, 7 June 2010, lot 19; частная коллекция, Россия
К. Е. Маковский считается создателем в русском искусстве 1870‑х годов новой ориенталистской линии, которая обращалась к экзотике Востока и была очень популярна в Европе. Стимулом к ее развитию послужила поездка художника в Каир в 1872 году в связи с болезнью жены. Впоследствии были совершены еще две поездки в Африку, где К. Е. Маковский создал многочисленные пейзажные этюды и жанровые сценки, а также портретную галерею арабского населения. Вернувшись из Каира в Париж, художник по заказу цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, начал работать над первым вариантом грандиозного полотна «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир (1875, Национальная галерея Армении). В этот же период была создана и картина «Религиозная процессия в Каире», сохранившая до нашего времени «родную» золоченую раму, исполненную одной из лучших парижских художественных мастерских.
• Константин Егорович Маковский (1839, Москва — 1915, Петроград) — Живописец, график. Портретист, жанрист, пейзажист, автор картин на исторические сюжеты, иллюстратор. Родился в семье художника-любителя Е. И. Маковского. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851–1858) у М. И. Скотти и С. К. Зарянко в Императорской Академии художеств (1858–1863) у Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. М. Шамшина. В 1863 году в числе четырнадцати учеников-конкурентов на большую золотую медаль отказался участвовать в конкурсе и вышел из ИАХ со званием классного художника 2‑й степени. Много путешествовал по России, Европе, Ближнему Востоку, Африке и Северной Америке. С середины 1880‑х годов жил в основном в Париже, где с 1893 года имел собственную мастерскую. Экспонент всемирных и международных выставок в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889), Антверпене (1885), Берлине (1886) и Чикаго (1893), всероссийских выставок в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896). Член Санкт-Петербургской артели художников, Товарищества передвижных художественных выставок, Санкт-Петербургского общества художников, Общества русских акварелистов. Академик (1867), профессор (1867) и действительный член (1898) ИАХ. Произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Нижегородском государственном художественном музее, музее Хиллвуд (США) и других собраниях.