Александр Николаевич Бенуа «Эскиз декорации к драме «Царевич Алексей»»
Александр Николаевчи Бенуа (1870 — 1960)
1919 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, перо
25 × 49 см (в свету); в современной багетной раме — 42,5 × 66,5 см
Справа внизу подпись и дата: Александр Бенуа 1919
На обороте надпись: Alexandre Benois // De’in de l’acte II du d rame historique // de D. S. Merejkovsky. // Le Tsar Pierre et son fils Alexis. // S cène où le départ clandestine d’Alexis est décidé. // Grand Théâtre Dramatique à St. Pétersbo urg 1919
Провенанс: Sotheby’s, London, 30 November 2010, lot 191; частная коллекция, Россия
25 марта 1920 года в Большом драматическом театре в Петрограде состоялась премьера трагедии Д. С. Мережковского «Царевич Алексей» в постановке А. Н. Лаврентьева и декорациях А. Н. Бенуа. В этой работе художник, восхитивший зрителей глубиной проникновением в мир трагедии, сумел отразить в колорите интерьеров противостояние двух главных сил — «багрово-красная» палата царя Петра и «светлая горница» царевича Алексея. Поэт и художественный критик М. А. Кузмин считал декорации А. Н. Бенуа к этому спектаклю его «лучшими декорационными работами». Мастер работал с «колоссальными трудностями» при остром «недостатке материалов и технических средств». Но «я могу сейчас сказать: драма живет. «Царевич Алексей» производит на все элементы публики потрясающее впечатление. В постановке я стремился выявить основные идеи романа Мережковского, представляющего собою трагедию реального типа» (Бенуа А. «Царевич Алексей». К постановке Большого драматического театра // Жизнь искусства. 1920. № 408. С. 1).
• Александр Николаевич Бенуа (1870, Санкт-Петербург — 1960, Париж) — Живописец, график, художник театра и кино. Пейзажист, автор картин на исторические сюжеты, иллюстратор. Родился в семье архитектора Н. Л. Бенуа. Учился в гимназии К. И. Мая (1885–1890) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1890–1894). В 1887 году состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, брал уроки у брата — художника А. Н. Бенуа. В 1896–1899 и 1905–1907 годах жил в Париже. Идейный руководитель организованного С. П. Дягилевым объединения «Мир искусства». Основатель и редактор журнала «Художественные сокровища России» (1901–1903). С 1899 года работал в области книжной иллюстрации, один из основателей новой русской школы книжной графики. В 1900 году дебютировал как художник театра. С 1907 года руководил (вместе с С. П. Дягилевым) организацией «Русских сезонов» в Париже. Главный художник Московского художественного театра (1913–1915). Хранитель картинной галереи Эрмитажа (1918–1926). В 1919–1924 годах сотрудничал в петроградских театрах. С 1926 года в эмиграции во Франции. Жил в Париже, работал в основном в области сценографии, оформил десятки спектаклей для многих театров Европы, сотрудничал с русскими антрепризами. На протяжении жизни много путешествовал по Европе. Автор воспоминаний, оставил большое эпистолярное наследие. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства и других собраниях.