Войти / Регистрация

Богоматерь Страстная, с избранными святыми

Лот №21
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 1 200 000
Ставка Логин Время

Вторая половина XIX в., Сызрань
Дерево, левкас, темпера
35,7 × 30 × 2,5 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска кипарисовая (?), цельная, с неглубоким ковчегом и широкой пологой лузгой. На торцах две врезные шпонки из древесины той же породы
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 221. С. 142–14 3 (В. А. Голубев)

Авторская надпись в среднике именует композицию образом «Пресвятыя Богородицы Страшныя». Это народный вариант эпитета «Богоматерь Страстная», связанного с иконографическим типом, который был популярен в русском искусстве XVII — начала XX века. Характерными чертами сюжета являются фигуры парящих ангелов с орудиями Страстей Христовых. На полях иконы представлены молящиеся Богородице святой Иоанн Предтеча и великомученица Варвара. Вероятно, это тезоименные святые семейной пары заказчиков. Впрочем, Варвара могла быть изображена ввиду особых благочестивых настроений заказчика, надеявшегося на помощь святой, которую считали избавительницей от внезапной смерти без покаяния.

Одной из особенностей иконы является пологая лузга, по которой идет золотой растительный орнамент из цветков и завитков на черном фоне. Эта и другие особенности стиля указывают на создание иконы в Сызрани — известном поволжском художественном центре старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия. Согласно документам, иконописный промысел здесь существовал с начала XIX века, однако стилистическое своеобразие сызранская икона приобрела в середине — второй половине столетия. Старообрядцы-беспоповцы молились в домашних моленных, поэтому большинство сызранских икон небольшие по размеру.

Икону отличает высокий уровень исполнения, а также особый авторский почерк. Например, карнация выделяется красноватым оттенком охрения. Такой редкий для Сызрани вариант цветового решения личного письма косвенно свидетельствует в пользу сравнительно ранней датировки памятника. Возможно, он относится ко времени активной деятельности иконописной мастерской Давида Васильевича Попова (Порфирова).