Поль Мак «Три муллы»
Поль Мак (Павел Петрович Иванов; 1891 — 1967)
1928 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель
30,5 × 20,5 см (в свету); в современной багетной раме — 57 × 47 см
Справа внизу подпись и дата: Мак 1928 // London
Провенанс: Christie’s, London, 1 December 2009, lot 451; Christie’s, London, 29 November 2010, lot 102; частная коллекция, Россия
Выставки: London, The Fine Art Society, 1933 (предположительно)
Публикации: Persian Miniatures and Drawings by Paul Mak (Court Painter to the Shah of Persia). London, 1933. № 48 (предположительно)
Рисунок исполнен в 1928 году в Лондоне, где проходила первая европейская ретроспектива произведений Поля Мака. Сюжет работы позволяет отнести ее к «восточному» периоду творчества мастера, во время которого он жил сначала в Персии, а затем в Египте. Обосновавшись в 1922 году в Тегеране, художник в совершенстве изучил технику персидской миниатюры, на основе которой смог выработать свой собственный стиль, соединяющий элементы русской иконы с эстетикой европейского модерна. Не забыл мастер и свой опыт карикатуриста: создаваемые Полем Маком миниатюры зачастую достаточно комичны.
• Поль Мак (Павел Петрович Иванов; 1891, Санкт-Петербург — 1967, Брюссель) — Живописец, график, художник театра. Портретист, жанрист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты, карикатурист. Родился в семье офицера. Систематического художественного образования не получил. В 1911 году начал сотрудничать в качестве карикатуриста с периодическими изданиями «Рампа и жизнь», «Театр и искусство», «Театр в карикатурах», «Сатирикон». В 1913–1914 годах брал уроки в художественной студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина. Участник Первой мировой войны. В 1920–1921 годах работал в Театре революционной сатиры в Москве. В 1922 году эмигрировал в Персию, поселился в Тегеране, где освоил технику персидской миниатюры. В 1927 году исполнил портрет шаха Реза Пехлеви на Павлиньем троне, за что был удостоен звания Придворного художника. Жил в Каире (1928–1931), Афинах (1931–1934), Париже (1934–1938) и Брюсселе (с 1938). В 1928–1929 и 1932–1933 годах экспонировал свои работы в Париже и Лондоне. После Второй мировой войны почти ежегодно проводил персональные выставки в Брюсселе и провинции. Произведения хранятся в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля, Государственном историческом музее, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Российском национальном музее музыки и других собраниях.