Константин Алексеевич Коровин «Русская зима»
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939)
1920–1930-е гг.
Картон, масло, темпера
44,5 × 63,5 см; в современной багетной раме — 61 × 80 см
Слева внизу подпись: C. Korovine. Russie
Провенанс: MacDougall’s, London, 8 June 2011, lot 81; частная коллекция, Россия
Поздние станковые работы выдающегося русского художника-импрессиониста К. А. Коровина занимают особое место в его творческом наследии. Во второй половины 1920‑х годов художник начинает писать картины, которые условно можно назвать «Россия» (на большей части полотен имеется авторская надпись Russie). Слабеющее зрение и обострившееся под конец жизни ностальгическое чувство заставляют К. А. Коровина создавать абсолютно не типичные для него картины-воспоминания, лубочные по своему характеру, посвященные русской природе, русской зиме, русским праздникам, тройкам и гуляниям. Такого рода произведения, олицетворявшие собой в глазах европейской публики Россию с ее вечной зимой, очень хорошо продавались и были чуть ли не единственным источником дохода постоянно нуждавшегося художника.
• Константин Алексеевич Коровин (1861, Москва — 1939, Париж) — Живописец, график, художник театра. Пейзажист, портретист, мастер натюрморта. Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875–1882, 1882–1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и Императорской Академии художеств (1882). В 1886 году удостоен ИАХ звания неклассного (свободного) художника. Участник Абрамцевского художественного кружка (с 1884), где познакомился с С. И. Мамонтовым. Ведущий декоратор Частной русской оперы (1885–1904). В 1888 году совершил путешествие по Италии, Испании и Франции. В 1892–1893 годах жил в Париже. В 1894 году совершил путешествие по России. Создал архитектурные проекты и серии живописных панно для павильонов всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896) и всемирной выставки в Париже (1900). В 1900 году начал работать в Императорских театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Главный декоратор и художник-консультант Императорских театров в Москве (1910–1919). В 1922 году эмигрировал во Францию. Работал для театров Парижа и других городов мира. Экспонент всемирных и международных выставок в Париже (1892, 1900, 1906), Чикаго (1893), Мюнхене (1898), Вене (1902), Берлине (1906), Венеции (1907), Риме (1911) и Мальмё (1914). Член Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников. Академик ИАХ (1905). Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина и других собраниях.