Четырехчастная икона. Праздники, с избранными святыми
Последняя треть XIX в., Верхнее Поволжье, мастерская старообрядцев-странников (?)
Дерево, левкас, темпера
31,2 × 27 × 2 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска лиственной породы, цельная, с ковчегом, имеющим широкую пологую лузгу. На обороте две врезные несквозные встречные шпонки
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 237. С. 174–17 5 (А. С. Преображенский)
Композиция включает четыре сюжета из цикла двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение Богородицы во храм, Рождество Христово. Причины их выбора не ясны до конца, но сцены не лишены взаимной тематической связи. Так, две из четырех композиций посвящены приходу в мир важнейших персонажей новозаветной истории — Богоматери и Спасителя. В свою очередь, сцены Введения и Воздвижения объединены образом храма — ветхозаветного в первом случае и новозаветного, христианского, во втором. Вероятно также, что сюжеты могли быть размещены в соответствии с календарным порядком: здесь присутствуют все двунадесятые праздники первых четырех месяцев церковного года, чьи даты, возможно, были важны для заказчика. Его пожеланиями вызвано и появление на полях фигур молящихся святых — священномученика Антипы Пергамского и великомученика Димитрия Солунского (слева) и московских митрополитов Петра и Алексия (справа).
:ивопись иконы необычна по стилю: она написана в региональной старообрядческой мастерской художественного центра, испытавшего влияние профессионального столичного искусства. Таким центром мог быть Ярославль. На это указывают мотивы и приемы, свойственные иконописи ярославских земель середины — второй половины XIX века: активная, иногда пестрая цветовая гамма, строящаяся на сочетаниях изумрудно-зеленого, густого синего, серовато-сизого, темно-коричневого и кораллово-красного тонов; обилие поверхностей, покрытых плотным, иногда подцвеченным лаками золотом; фигурные завершения клейм.
Связь памятника с поздней иконописью ярославских земель не исключает его более точной атрибуции. Образ тяготеет к довольно обширному пласту произведений, относящихся к середине XIX — первой трети XX века, созданных в старообрядческих мастерских на территории Ярославской, Костромской и Владимирской губерний и включает несколько групп небольших икон и складней, демонстрирующих взаимную близость как в иконографической, так и в стилистической сфере. По косвенным данным эти образы можно связать с согласием странников (бегунов). Старообрядцы-странники (бегуны, скрытники) — представители радикального беспоповского согласия, проповедовавшие полный разрыв с миром и постоянное странствование как средство спасения души.