Войти / Регистрация

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Лот №24
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 800 000
Ставка Логин Время

Последняя четверть XIX в., иконописная мастерская Соловецкого монастыря
Дерево, грунт, масло
31,7 × 25,6 × 2,5 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска лиственной (?) породы, из двух частей, без ковчега. Две врезные торцевые шпонки
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 230. С. 160–16 1 (Я. Э. Зеленина)

Основатели Соловецкого Преображенского монастыря, преподобные Зосима († 1478) и Савватий († 1434 или 1435), который первым поселился на Соловецком острове, были почитаемы на Русском Севере, особенно жителями побережья Белого моря. Их парная иконография, напоминающая традицию совместных изображений преподобных Антония и Феодосия Печерских, Сергия и Никона Радонежских, князей Бориса и Глеба и других, имеет длительную историю и насчитывает множество памятников XVI — начала XX века.

«Чудотворцевы иконы» создавали не только северные и приезжие иконописцы, работавшие по заказам Соловецкой обители. В самом монастыре была иконописная палата, построенная в 1615 году. В XVIII веке существовала монастырская иконописная мастерская, в которой обучались жители поморских вотчин обители. Новый этап функционирования соловецкой школы как учебного заведения начался в 1880 году, когда сюда стали приглашать для преподавания профессиональных художников академической выучки.

Икона из собрания И. А. Сысолятина, принадлежащая к данной группе памятников, судя по мастерству и тонкости исполнения, создана кем‑то из преподавателей, а не учеников мастерской. Разделение композиции на несколько планов с учетом световоздушной среды, тонкая колористическая нюансировка, мягкая проработка деталей свидетельствуют о том, что памятник создан на раннем этапе существования живописной школы на Соловках. Многие соловецкие иконы рубежа XIX–XX веков характеризуются более скорописными приемами исполнения. Вероятно, более ответственные и дорогостоящие иконописные заказы имели характерный декор полей из рельефного позолоченного левкаса, напоминающий драгоценные оклады. Архитектурный облик монастыря соответствует литографиям и фотографиям конца XIX века.