Войти / Регистрация

Богоматерь Тихвинская-Югская

Лот №28
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 3 000 000 - 3 500 000 

Начало ХХ в., Москва
Мастерская Михаила Ивановича и Михаила Михайловича Дикарёвых
Дерево, левкас, темпера
31 × 26,3 × 3 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска липовая, цельная, с ковчегом. На обороте две врезные встречные дубовые шпонки
Надписи: В правом верхнем углу оборота, над верхней шпонкой, чернильный штамп с изображением государственного герба между двумя орнаментальными завитками и надписью в шесть строк: «ПОСТАВЩИКЪ // ДВОРА ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА // ХУДОЖЕСТВЕННО-ИКОНОПИСНАЯ // мастерская // М. И. Дикаревъ и Сынъ. // въ москвѣ.»
Экспертные заключения: ЦМиАР, № 367, 7 июня 2020 года, Ж. Г. Бе лик, О. Е. Труфанова (начало XX в., мастерская М. И. и М. М. Дикарёвых, Москва)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 270. С. 240–24 1 (Ж. Г. Белик)

На иконе представлено поясное изображение Богородицы с Младенцем в иконографическом типе Богоматери Югской. Иконография известна благодаря спискам XVIII столетия, отличавшимся большой степенью сходства с оригиналом. Данную икону отличает сдержанный монохромный колорит, художественное решение ориентировано на памятники конца XVI — начала XVII века, времени создания почитаемой Югской иконы.

Чернильный штамп на обороте иконы свидетельствует о ее создании в московской мастерской Михаила Ивановича Дикарёва и его сына Михаила. За участие в исполнении серии икон годовой Минеи для церкви великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге (более 350 произведений) М. И. Дикарёв получил звание Поставщика Двора великого князя Сергея Александровича. Впоследствии Дикарёву было присвоено звание Поставщика Двора Его Императорского Величества, о чем дополнительно свидетельствует текст штампа на оборотах этой и нескольких других икон.

Публикуемая икона относится к эксклюзивным заказам и поэтому отличается по стилю от традиционных произведений мастерской М. И. и М. М. Дикарёвых. Среди нехарактерных для нее технико-технологических признаков можно отметить отсутствие твореного золота: все элементы выполнены листовым золочением, что может быть объяснено стремлением воспроизвести технологические приемы мастеров первой трети XVII столетия. Материальные признаки доски, толщина и особенности обработки древесины соответствуют другим произведениям этой мастерской. Стилистически икона близка спискам с древних икон, которые М. И. Дикарёв выполнил по заказу Комитета попечительства о русской иконописи для издания в 1905 году Лицевого иконописного подлинника. Рассматриваемое произведение, относящееся к особым заказам и стилистически не связанное с основным направлением работы мастерской М. И. Дикарёва, расширяет представления о творчестве известного иконописца, бывшего одной из наиболее ярких фигур в русской иконописи рубежа XIX–XX веков.