Святитель Николай Чудотворец
Конец XVI в. (с поновлениями XIX в.), Белоозеро
Оклад: середина — вторая половина XIX в.
Дерево, паволока, левкас, темпера; медный сплав, серебро, чекан ка, гравировка, канфарение, золочение
36 × 29 × 2,5 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска лиственной породы, цельная, с двойным ковчегом. На обороте две врезные несквозные встречные дубовые шпонки XIX в., в центре по трещине шпонка-ласточка того же времени. Цельный рамочный оклад с полями, покрытыми растительным орнаментом, выполнен в стиле первой половины — середины XVII в., и съемными серебряными венцами с широкими корунами. На верхнем поле гравирована надпись: «Св (ятый) Николае Можайски»
Клейма на венцах: «84» — проба серебра, «П У» — именник мастера, возможно Павел Уткин, село Красное Костромской губернии
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 21. С. 64–65 (А. С. Преображенский)
На иконе представлено ростовое изображение святителя Николая Чудотворца, его руки разведены в стороны: правая сложена в жесте благословения, в левой он держит закрытое Евангелие. Подобные композиции часто именуют образами Николы Зарайского по чтимой иконе начала XVI века из Никольского собора в городе Зарайске Московской области. Святой одет в епископские одежды: белую фелонь с крестами, синий подризник, палицу и епитрахиль, на плечах лежит омофор.
Святитель Николай родился в III веке в городе Патары в провинции Ликия, всю жизнь был епископом небольшого города Миры в той же провинции Ликия, поэтому часто к его имени добавляется географическое название Мирликийский, указывая на город, в котором проходило служение. С 1087 года мощи святителя находятся в городе Бари в Италии. В 1953 и 2005 годах зарубежные исследователи попытались реконструировать облик святого на основе исследования его мощей. Опубликованные результаты подтвердили, что в основе иконографии лежат прижизненные изображения. Иконы достаточно точно воспроизводят облик святого: у него правильные черты лица с большими выразительными глазами, высокий лоб, волнистые волосы и округлая недлинная борода. Местное почитание святителя Николая началось сразу после смерти. В Константинополе его культ оформился в IV–VII веках. На Русь почитание пришло с принятием христианства, с XI века получило широкое распространение.
Несмотря на поновления, авторская живопись имеет хорошую сохранность и позволяет датировать икону концом XVI столетия. Монументальность фигуры, тип лика святого и теплый коричневый тон карнации с розоватым оттенком соответствуют одному из вариантов стиля этого времени, сформировавшемуся в 1580‑е годы и позднее удерживавшемуся в региональной культуре. Весьма близкой аналогией памятника, сходной с ним по стилю и иконографии, является местный образ Николая Чудотворца из надвратной Преображенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря, исполненный около 1595 г. (КБМЗ).