Великомученица Екатерина
1904 г., Москва
Мастерская Якова Алексеевича Богатенко
Дерево, паволока (?), левкас, темпера
17,6 × 13,2 × 1,8 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска кипарисовая, из четырех частей, с ковчегом. На обороте врезная сквозная дубовая шпонка
Надписи: На нижнем поле слева, под лузгой, коричневой краской, полууставом, в одну строку: «Написасѧ в мастерской [Ѧ] [А] Богатен[ко]. ÃⱡЦД (1904) г(ода) в Москвѣ.»
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 294. С. 288–28 9 (А. С. Преображенский)
Традиционный по иконографии образ великомученицы Екатерины — очевидно, личная или путевая икона тезоименитой ей владелицы — является ранее не известным произведением московской мастерской Якова Алексеевича Богатенко, или Богатенкова (1881–1941), основанной не позже 1900 года. Ее хозяин был одной из ярких фигур в старообрядческом сообществе Москвы начала XX столетия. Родившийся в Казани, он происходил из мещан посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии. Отцом Якова был диакон Алексей Прокопьевич Богатенков (1853–1928), с 1907 года — епископ Рязанский и Егорьевский Александр, игравший большую роль в управлении старообрядческой Московской архиепископией. Сам Яков Алексеевич был крупным деятелем поповщинского староверия, уставщиком и головщиком (регентом), знатоком и исследователем знаменного пения, публицистом, автором статей по истории старообрядческой культуры. В 1898 году он окончил Строгановское училище, а в 1912 году — Московский археологический институт. После революции Богатенко принимал участие в реставрации соборов Московского Кремля, сотрудничал с музыковедами, служил чертежником. В 1941 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и скончался в тюремной больнице в Саратове. В 1904 году образы, исполненные в мастерской Я. А. Богатенко, были отмечены медалью на Первой Всероссийской выставке икон в Петербурге.
Иконы Я. А. Богатенко, написанные им собственноручно или созданные в его мастерской, редки. Однако они подтверждают приведенные выше сведения о разнообразии характерных для этого иконописного заведения манер и тщательно соблюдаемой верности преданию.