Войти / Регистрация

Окимоно «Божество Эбису на рыбе»

Лот №301
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 1 500 000 - 1 800 000 

Мастер Нобутоси (яп. 信年)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота: 16,5 см
С экспертным заключением

Произведение является образцом японского искусства художественной резьбы по кости периода Мэйдзи (1868–1912) и относится к типу окимоно (букв. «вещь, которую ставят», скульптура малых размеров). Начав плотно контактировать с Западом в период Мэйдзи, Япония встала на путь, который привел к неизбежному взаимопроникновению культур. В искусстве этот процесс выражался в самых разных формах, в том числе в создании произведений на экспорт с учетом западных вкусов. Именно к такой категории вещей принадлежат окимоно — скульптуры из кости, реже дерева, которые в первую очередь были предназначены для иностранного рынка.

Резьба по кости — один из древнейших видов народного промысла в мире, имеющий свои традиции и неповторимый стиль. Так, в Китае резьба по слоновой кости была известна еще с доисторических времен. В Японию этот вид искусства пришел в VII веке, почти одновременно с буддизмом и иероглифической письменностью. Через несколько столетий, к периоду Эдо (1603–1867), мастерство резчиков достигло своего расцвета. Стоит заметить, что в то время слоновая кость в Японии ценилась на вес золота: в стране отсутствовали слоны, и завозить сырье приходилось из дальних стран. В период Мэйдзи новое правительство, заинтересованное в расширении экспорта, начало поощрять производство предметов искусства, в частности закупая дорогостоящие слоновые бивни для создания произведений окимоно.

Окимоно изображает божество Эбису, сидящего на огромной рыбе Тай. Один из Семи богов счастья, Эбису считается покровителем рыбаков и торговцев. Обычно его изображают в высокой шапке кадзаори-эбоси, с большими мочками ушей и маленькими усиками. В руках он держит удочку, а под ним находится морской лещ Тай — символ удачи и духовных достижений. В данном окимоно рыба Тай приобретает огромные размеры, тем самым символизируя большую удачу.

По одной из версий происхождение Эбису связывают с младенцем Хируко, родившимся у божеств Идзанаги и Идзанами. Эта легенда описана в «Кодзики» («Записи о деяниях древности»). С рождения Хируко был лишен костей, и в возрасте трех лет его бросили в океан. Повзрослев, он выбрался на землю в районе Хоккайдо, где его воспитал айну Эбису Сабуро. Поскольку божество появилось на острове со стороны моря, Эбису стали считать покровителем рыбаков.

Культ Эбису может принимать разные формы: для крестьян он был богом рисовых полей, рыбаки считали его божеством богатого улова, моряки обращались за помощью в плавании, а купцы почитали как покровителя торговли. В последнем случае рыба в руках Эбису символизировала награду за честность в торговых делах. Часто Эбису изображался с веером, похожим на веер императора, с помощью которого тот принимал или отклонял просьбы подчиненных.

В современной Японии Эбису олицетворяет процветание и удачу в торговых делах. Двенадцатое число каждого месяца считается в стране днем Эбису. Кроме того, с 9 по 12 января в честь божества проводится масштабный фестиваль Тока-Эбису. Шествие возглавляют носилки с огромным изображением Эбису. За носилками идет пестрая толпа из музыкантов, гейш в торжественных одеждах, знаменитостей и фуку-мусумэ — так называемых «девушек удачи», которых из года в год выбирают из числа лучших красавиц Киото. Местом паломничества служит святилище Эбису-дзиндзя в Киото. Тысячи посетителей толпятся в храме Эбису, чтобы провести ритуал и помолиться божеству об успехах в работе и бизнесе. Посетители храмов покупают ветки бамбука фуку-дзаса, к которым крепятся различные талисманы — символы богатства, морские лещи Тай и другие.

Изображение Эбису широко используется в средствах массовой информации, в том числе в коммерческих логотипах и рекламных объявлениях. Так, пиво под маркой «Эбису» было впервые сварено в 1890 году и в настоящее время производится пивоварней Саппоро.