Богоматерь Одигитрия
Начало ХХ в., Москва или Мстёра
Дерево, левкас, темпера
31 × 26,3 × 2,9 см
Приобретена в Москве
Реставрирована в 2021 г.
Доска лиственной (?) породы, цельная, с глубоким ковчегом. На обороте две врезные встречные дубовые шпонки
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 290. С. 280–28 1 (А. М. Манукян)
На иконе Богоматерь с Младенцем изображены в одной из самых распространенных в византийском и древнерусском искусстве иконографии «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Характерные особенности композиции — Младенец сидит на левой руке Богоматери фронтально, голова Богоматери слегка развернута в его сторону, взгляды обоих направлены на зрителя. Правой рукой Христос благословляет, в левой держит свернутый свиток, его левая ножка расположена чуть выше правой, развернутой в профиль. «Одигитрия» — один из древнейших и наиболее торжественный извод, получивший название от константинопольского храма Одигон. По преданию, чудотворный образ был привезен в столицу Византии в середине V века из Святой Земли супругой императора Феодосия Евдокией. «Одигитрия» считалась хранительницей Константинополя благодаря многочисленным эпизодам чудесной помощи городу по молитвам иконе. По свидетельству историка Михаила Дуки, икона Богоматери, которую отождествляют с чудотворной, была уничтожена турками после завоевания Константинополя в 1453 году. В русской иконописи иконографический тип «Одигитрии» известен с XI–XII веков. С XV века иконы этого извода, отличающиеся деталями в композиции, стали получать наименования по месту почитания — «Смоленская», «Тихвинская», «Седмиезерская» и другие.
Представленная икона по иконографии близка «Смоленской», которая более всего соответствовала древней «Одигитрии». Иконописец, очевидно, копировал некий древний образ, чем объясняется архаичность его композиции. Стилистически произведение также ориентировано на образцы раннего времени. Воспроизводя старинный образ, художник повторил характерный для XVI столетия золотой ассист на хитоне Младенца. Спокойный благородный колорит иконы построен на теплых тонах — коричневом, охристом, зеленом, — и типичен для произведений московских иконописных мастерских, в которых работали выходцы из Мстёры, специализировавшиеся на так называемом «подстаринном письме». Памятник отличается высоким уровнем и тонкостью исполнения, а также превосходной сохранностью.