Войти / Регистрация

Ваза со скульптурным драконом

Лот №315
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 1 500 000 - 1 800 000 

Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, хрусталь; литье, гравировка, патинирование
Высота: 48,5 см
С экспертным заключением

Представленное произведение — образец металлической пластики Японии эпохи Мэйдзи. Это крупная ваза, по форме напоминающая тыкву-горлянку с длинным узким горлом, оканчивающимся расширением, акцентированным плавными долями, с короткой круглой ножкой и слегка сплюснутым, луковичнообразным туловом. Декором служит скульптурный дракон, с хрустальным шаром в лапе, обвивающий горло сосуда, среди вздымающихся волн, горельефно изображенных на тулове вазы.

Произведение — интересная и яркая иллюстрация тенденции, сложившейся в искусстве японского художественного литья в начале периода Мэйдзи, когда традиционная сдержанность в моделировании изделий по китайским образцам уступила место новаторству, а строгая простота формы преображалась изобретательностью прихотливого декора, превращавшего функциональные предметы в скульптурные композиции.

Авторская трактовка сюжета отличается оригинальностью, которая проявляется в асимметричной композиции, в противопоставлении четкой геометрической формы сосуда почти яростной экспрессии усложненной, нарочито «колючей» фигуры дракона с торчащими когтями, обвивающего сосуд.

Подобные символические изображения считались «предметами добрых предзнаменований», обеспечивающими долголетие и благополучие рода, их выставляли на специальных полках или домашних алтарях. В основе композиционного и декоративного решения данного произведения лежит традиционный для дальневосточного искусства мотив — изображение дракона. Драконы в Японии олицетворяли могущественные космические силы, осуществлявшие связь между небом и землей, и ассоциировались с весенней грозой, оплодотворяющей землю. Три когтя дракона означали триединство мироздания. Говорили, если относиться к дракону со всем почтением, то он может озолотить человека.