Войти / Регистрация

Скульптурная пара «Бэнкэй с колоколом»

Лот №316
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 13 000 000 - 15 000 000 

Мастерская Мияо Эйсукэ (яп. 宮尾 栄助)
Иокогама, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза; литье, гравировка, золочение, патинирование; дерево, лак (подставка)
Высота: 71 см (с подставкой)
С экспертным заключением

Скульптурная пара создана в технике литья и декорирована искусственным патинированием, позолотой и гравировкой, дополняющей рельефный декор и создающей вместе с ним богатую фактуру поверхности. Скульптуры выполнены по мотивам легенды о японском персонаже Сайто-но Мусасибо Бэнкэе (1155–1189), обычно называемом просто Бэнкэй. Это был японский воин-монах, служивший Минамото-но Ёсицунэ (1159–1189) — полководцу из клана Минамото, вошедшему в историю как идеал самурая. Бэнкэй был человеком большой силы и верности и являлся популярной темой японского фольклора. О его силе и преданности было сложено немало легенд.

Персонажи изображены в полный рост, стоящими симметрично друг другу на чуть согнутых ногах, с легкостью держащими огромные колокола над собой. Одежда украшена гравированными и позолоченными изображениями драконов среди бушующих волн. Колокола выполнены отдельно от скульптур и включены в композицию. Фигуры стационарно закреплены на прямоугольных деревянных подставках, украшенных изображением птицы Хо-о и растительным узором, выполненными золотым лаком в технике маки-э.

Произведение создано в мастерской Мияо Эйсукэ, о чем свидетельствуют отлитые позолоченные марки с тремя иероглифами «宮尾造» (создано Мияо), размещенные сзади фигур. Мастерская Мияо под управлением Мияо Эйсукэ (яп. 宮尾栄助) находилась в Иокогаме с середины XIX века и открыла филиал в Токио в 1890 году. Мастерская просуществовала до 1920‑х годов и в течение этого периода превратилась в один из самых известных центров Японии по созданию произведений художественного металла, которые пользовались огромным спросом на международном рынке. Силами талантливых художников, мастеров по бронзовому литью и граверов она создала целую галерею образов, посвященных истории и национальным традициям, сложившимся в предшествующие столетия. Фигуры персонажей отличались особой тщательностью в исполнении деталей, выразительностью и яркой декоративностью. В стиле исполнения изделий нашли отражение и реалистические традиции японской мелкой пластики, характерные для городской культуры позднего Средневековья (XVII — первая половина XIX века), и влияние западноевропейского искусства. Произведения мастерской ценятся во всем мире и находятся в самых известных мировых коллекциях японского искусства и экспозициях таких музеев, как: Британский музей, Музей Виктории и Альберта, Токийский Национальный музей и другие музеи крупнейших городов мира.

Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. II. — London: The Kibo Foundation, 1995. — № 108, 109.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. — СПб.: Чистый лист, 2016. — С. 60–75.