Войти / Регистрация

Богоматерь Нечаянная радость

Лот №32
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 1 440 000
Ставка Логин Время

Начало ХХ в., Москва
Дерево, левкас, темпера
70,6 × 57,3 × 4,5 см
Доска паркетирована. На обороте две врезные встречные дубовые шпонки

Иконография Богоматери «Нечаянная Радость» сложилась в XVIII веке на основе фрагмента из сочинения святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (1683), где говорится о некоем грешнике, часто молившемся перед иконой Богоматери, прежде чем идти на недобрые дела. Однажды он увидел, как у Младенца Христа появились кровоточащие раны. Раскаявшись, он обратился к Богоматери с просьбой о заступничестве перед Ее Сыном.

Композиция представленной иконы точно следует тексту: слева коленопреклоненный грешник молится расположенной справа в киоте иконе Богоматери с Младенцем, который изображен на ней с поднятыми вверх руками, показывающим Свои раны. В нижней части киота помещены начальные слова рассказа о свершившемся событии. Сюжет был чрезвычайно популярен в XIX — начале ХХ века.

Икона написана с большим профессиональным мастерством в популярном в русской иконописи конца XIX — начала XX века так называемом русском стиле. Икону отличает повышенная декоративность, продуманный колорит, построенный на сочетании ярких контрастных цветов, сглаженных сетью золотых пробелов и белильной проработкой элементов архитектуры, разные техники золочения (листовое и твореное золото). Поля украшены чеканным по золоту орнаментом и местами расцвечены, имитируя золоченый оклад с эмалями. Расцвету и популярности такого стиля способствовали работы мстёрских иконописцев, основавших мастерские в Москве. Икона выглядит изящной и рафинированной за счет цветовых сочетаний, тонких линий орнаментов и золото-пробельных разделок. Несмотря на то, что столь тщательная проработка деталей делает композицию несколько перегруженной и дробной, это не мешает общему восприятию иконы как стильного гармоничного художественного произведения. Высокий уровень живописи, виртуозность и отточенность исполнения позволяют сделать вывод о том, что икона могла быть написана в Москве, где в этот период активно работали выходцы из Мстёры.