Войти / Регистрация

Вселенские святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов

Лот №33
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 1 800 000 - 2 000 000 

Начало XX в., Москва
Мастерская Якова Ефимовича Епанечникова
Дерево, грунт, масло
62,3 × 52 × 4 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска лиственной породы, из четырех частей, без ковчега. На обо роте две врезные сквозные сосновые шпонки
Надписи: На лицевой стороне, в левом нижнем углу, над опушью, черный штамп прямоугольной формы, без контура. В его верхней части государственный герб Российской империи на фоне мантии, по сторонам несколько медалей с императорскими профилями. Ниже надпись в четыре строки: «Исполнено въ придворной // Художественной Мастерской // Я.Е. ЕПАНЕЧНИКОВА // Москва, 1-я Мѣщанская ул., с. д.» (сокращение «с. д.» означает «собственный дом»)
Экспертные заключения: Акт комплексной экспертизы № 854, 2 мая 2017 г., В. В. Баранов (конец XIX — начало XX в., мастерская Я. Е. Епанечникова)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. II. Кат. 297. С. 294–29 5 (А. С. Преображенский)

Икона исполнена в мастерской Епанечникова, одной из самых крупных иконописных фирм Москвы рубежа XIX–XX столетий. Ее основателем был Яков Ефимович Епанечников, сведения о котором восходят к 1870-м годам. Мастерская выполняла иконы, иконостасы, киоты и церковные росписи, осуществляла реставрационные работы, ее произведения украшали храмы во многих регионах России вплоть до Восточной Сибири, а также за границей — в Японии и на Святой Земле, что свидетельствует о высокой репутации предприятия и значительном размахе его деятельности. Владелец и, очевидно, другие работавшие там художники придерживались норм академического искусства, адаптированных для церковного употребления.

В 1907 году Я. Е. Епанечников получил почетное звание Поставщика Высочайшего двора. На публикуемой иконе трех святителей присутствует изображение государственного герба, что указывает на сравнительно позднюю датировку памятника. Сам тип штампа известен по другим произведениям фирмы и встречается в нескольких вариантах.

По-видимому, в рекламных целях штамп, мыслившийся как подпись, ставился на лицевую поверхность иконостасных и киотных образов, чьи обороты были недоступны для обозрения, или на домашние иконы, для которых сразу заказывался киот. Образ трех святителей из собрания И. А. Сысолятина выполнен в характерной для мастерской Епанечниковых академической манере с несколько «салонным» оттенком.

Несомненно, в художественном и иконографическом отношениях на произведение повлияла церковная живопись В. М. Васнецова и прежде всего — убранство Владимирского собора в Киеве (1885–1896). В его состав входит композиция с шестью святителями Вселенской церкви, из которой были заимствованы три стоящие на первом плане фигуры.