Войти / Регистрация

Ваза в стиле кё-сацума с изображением самурайских баталий

Лот №331
Закрытие лота: 07.12.2023
Эстимейт: 2 500 000 - 3 000 000 

Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山)
Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; подглазурный кобальт, надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота: 37 см
С экспертным заключением

Ваза в стиле кё-сацума (яп. «киотская сацума») принадлежит к лучшим образцам японской керамики, создаваемой на экспорт в конце XIX — начале XX века.

Произведение представляет собой вазу овоидной формы с узким коротким горлышком, декорированную в комплексной технике, сочетающей роспись железными красками, полихромными эмалями, серебром и позолоту по окрашенной кобальтом и кракелированной поверхности кремовой глазури.

Тулово вазы украшено двумя большими живописными панно на тему «битвы самураев», которая была очень популярна в живописи и гравюре укиё-э того времени.

На донце вазы расположена марка из четырех иероглифов 錦光山造 (Кинкодзан дзо). Художники мастерской Кинкодзан в конце XIX века стали родоначальниками типа декора, который позднее распространился в другие мастерские: сочетание подглазурного кобальта глубокого синего цвета с декором золотом, серебром и резервами с полихромной живописью. Этот роскошный парадный декор Кинкодзан заслужил самую высокую оценку за рубежом. Несмотря на сложность датировки сацумских произведений, такие работы можно отнести к самому концу XIX и началу XX века — отдельные предметы были выставлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе, проходившей в 1904 году.

Род гончаров Кинкодзан был основан в середине XVII века в районе Авата города Киото. Первым мастером из династии, обратившимся к произведениям стиля сацума, которые стремительно набирали свою популярность к концу XIX века, был Кинкодзан Собэй VI (1824–1884). Его сын Кинкодзан VII (1867–1927) развил стиль своего отца, получивший название кё-сацума - «киотская сацума». Он значительно расширил производство, сделав мастерскую одной из крупнейших в Киото.

Мастерские Кинкодзан широко известны во всем мире. Их произведения находятся в крупных музеях мира: Токийском национальном музее, Киотском музее современного искусства, Британском музее, Российском Государственном Эрмитаже и др. В известных частных собраниях: в коллекции японского искусства Семейного Траста Кибо, основанного профессором Нассером Халили (Nasser D. Khalili) — знаменитым британским миллиардером и меценатом иранского происхождения, в коллекции Мурата Масаюки — куратора и владельца частного музея «Киёмидзу Саннэндзака Бидзюцукан» в г. Киото, экспонирующего произведения декоративного искусства конца периода Эдо — периода Мэйдзи, и других.

Ваза отличается высоким художественным и технологическим уровнем исполнения. Особую изысканность декору придает нежная колористическая гамма и нанесение обильной позолоты на предмет, органическое сочетание письма тончайшей кистью и ювелирная отточенность в передаче мелких изображений. Ваза является примером высочайшего стандарта дизайна и мастерства, достигнутого ведущей керамической мастерской Киото на пике создания произведений в уникальном стиле кё-сацума. Секрет многих приемов нанесения позолоты на керамическую поверхность в настоящее время утрачен, так как мастерская Кинкодзан закрылась в 1927 году вместе с кончиной мастера Кинкодзана VII, и, к сожалению, современные художники вряд ли смогут создать шедевр, подобный этой вазе.


Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art: Meiji no Takara / Treasures of Imperial Japan: Ceramics Part One: Porcelain (The Nasser D. Khalili Collection of Japanese Art. Vol. 5). — London, 1995. — № 160.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 — 2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 4. — СПб.: Чистый лист, 2016. — С. 114–131.