Экран в стиле кё-сацума с изображением храмов
Мастерская Кинкодзан (яп. 錦光山)
Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Размер: 31 × 29 × 11,5 см
Произведение представляет собой небольшой настольный экран кэнбё, используемый в Китае и Японии для защиты чернильного камня на столе каллиграфа от попадания солнечных лучей, а также как преграда от пыли, которую может принести с собой подувший из окна ветер. Экраны кэнбё украшали изображениями с двух сторон. Такие настольные ширмы являлись настоящими произведениями искусства и могли быть созданы из дерева, украшенного искусной резьбой или росписью золотыми лаками, из керамики или декоративного камня. Экраны часто создавались известными мастерами — резчиками по дереву, керамистами и художниками.
Экран представляет собой прямоугольную панель в рамке, вставленную в две ножки-подставки. Панель декорирована ажурной сквозной резьбой, покрытой белой эмалевидной краской, на которой с двух сторон расположены изобразительные мотивы в округлых картушах. Пластина с резьбой и изображениями вставлена в рамку, покрытую позолотой и украшенную с каждой стороны вытянутыми картушами с классической японской живописной темой «цветы и птицы», где художником показаны разнообразные птички среди цветов и растений всех сезонов. Это осенние хризантемы и колокольчики, зимние камелия и слива, весенние сакура и магнолия, летние глицинии.
С одной стороны экрана изображен храм Кинкакудзи в зимнее время. Кинкакудзи («Золотой павильон») — «визитная карточка» города Киото, храм, входящий в монастырский комплекс Рокуондзи («Храм оленьего сада») в Киото. Он был построен в 1397 году как вилла для отдыха сегуна Асикаги Ёсимицу и весь, кроме нижнего этажа, был покрыт позолотой. Павильон окружает сад, заложенный в конце XIV века. Глубокое озеро Кёкоти («озеро-зеркало»), на берегу которого расположен храм, украшено многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами и камнями причудливой формы, поднимающимися из воды. В 1950 году монах-ученик совершил поджог «Золотого павильона», пытаясь покончить жизнь самоубийством. Монаха удалось спасти, но павильон со всеми сокровищами сгорел. Новый Кинкакудзи начали отстраивать в 1955 году, практически с нуля, на основе инженерных данных о предыдущем здании и фотографий. Также были восстановлены элементы интерьера, включая роспись. Реставрационные работы завершились в октябре 1987 года.
На другой стороне экрана изображено второе по значимости место среди киотских достопримечательностей — храм Киёмидзу-дэра. Это буддийский храмовый комплекс, основанный в 778 году, хотя современные его строения относятся к 1633 году. Храм называется так по водопаду внутри комплекса, название означает «Храм чистой воды». Храмовый комплекс занимает обширную территорию на живописном склоне горы, с которой открывается потрясающий вид на Киото. В одном из главных залов находится священный камень Будды, к которому надо спускаться через туннель в полной темноте. Киёмидзу-дэра — один из самых популярных храмов в Японии, сюда сходятся ежедневно тысячи туристов и паломников.
На нижней стороне экрана расположена печать из четырех иероглифов, вписанных в квадрат, — «錦光山造» (Кинкōдзан дзō), что переводится как «Создано в Кинкодзан».
Экран, декорированный живописью высочайшего качества, отличается прекрасной сохранностью. Следует отметить, что экспортные произведения, выполненные в форме классических японских предметов, таких как экран для каллиграфа, являются огромной редкостью.