Войти / Регистрация

Архангел Михаил — грозных сил воевода, с избранными святыми

Лот №7
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 1 440 000
Ставка Логин Время

Последняя четверть XVII в., Центральная Россия (Поволжье?)
Дерево, паволока, левкас, темпера
31,4 × 27,6 × 1,6 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание
Доска липовая, из двух частей, с ковчегом. На обороте две врезные сквозные встречные шпонки
Экспертные заключения: акт комплексной экспертизы подлинности № 0000473, 17 июля 2012 г., В. В. Баранов, М. М. Наумова, при участии А. С . Преображенского (последняя четверть XVII в., Центральная Россия)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 67. С. 170–171 (А. С. Преображенский)

Архангел Михаил — один из восьми главных архангелов, предводитель (архистратиг) небесного воинства. Согласно Священному Писанию архангел Михаил возглавил битву с сатаной и низверг его в ад (Откр. 12: 7–9). Почитание архангела Михаила как защитника от злых сил, военачальника и покровителя воинов определило его изображение в воинских одеждах. Иконография архангела Михаила — грозных сил воеводы создана на Руси в период позднего Средневековья и не известна в других православных странах. Скорее всего, она сложилась в московском придворном искусстве середины — второй половины XVI века, вскоре после создания иконы «Благословенно воинство небесного Царя» из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ), где присутствует образ возглавляющего православное воинство архангела на крылатом коне. Самые ранние отдельные изображения архангела-воеводы относятся к первой трети XVII века, но, видимо, повторяют более древние произведения.

Композиция включает не вполне обычные детали: положение правого крыла коня, резко поднятого вверх, закрытый венец архангела, удвоение облачного сегмента, цитата из Псалтири (Пс. 103), что позволяет датировать икону последней четвертью XVII века. Этой датировке соответствует стиль живописи, затронутой новшествами второй половины столетия, но ориентированной не на искусство столицы, а на традиции Поволжья. Свободная передача движений коня и всадника, эффектная перекличка двух пар взметнувшихся крыльев и изысканность колорита свидетельствуют об исполнении иконы в одном из крупных центров иконописания — скорее всего, в Средней России.

На полях изображены святые, вероятно, соименные заказчикам. Из-за утраты надписей фигуры сложно идентифицировать. Возможно, слева представлен святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, или священномученик Власий Севастийский, а справа — преподобный Никита Столпник Переяславский или, менее вероятно, Даниил Столпник.