Войти / Регистрация

Богоматерь Печерская, с избранными святыми

Лот №8
Закрытие лота: 07.12.2023
Цена: 2 000 000
Ставка Логин Время

Первая треть XVIII в., Кострома
Дерево, паволока, левкас, темпера
69,8 × 44,2 × 3,2 см
Приобретена в Москве
Реставрирована до поступления в собрание, реставрация завершена в 2020 г.
Доска липовая, из двух частей, без ковчега. На обороте две врезные встречные сквозные профилированные липовые шпонки. На торцах две врезные дубовые шпонки, в которые с боков вбиты железные гвозди
Экспертные заключения: технико-технологическая экспертиза (ГосНИИР), экспертное заключение № 14/19, 19 августа 2019 г., В. В. Баранов (начало X VIII в., Кострома)
Публикации: Россия в ее иконе, 2022. Т. I. Кат. 90. С. 214–215 (М. О. Онуфриенко)

Композиция с образом тронной Богородицы и предстоящих преподобных Антония и Феодосия — основателей Киево-Печерского монастыря — восходит к чудотворной иконе Богоматери Печерской из Успенского Свенского монастыря близ Брянска (ГТГ), воспроизводя ее композицию и размеры. Это произведение, исполненное в последней четверти XIII века (возможно, около 1288 года), как считается, являлось репликой чтимого образа Богоматери на престоле, находившегося в самой Киево-Печерской обители и часто отождествляемого с иконой, которую, согласно Киево-Печерскому патерику, сама Богородица вручила грекам — строителям монастырского собора. Не исключено, что еще в домонгольском Киеве создавались образы, на которых тронной Богоматери с Младенцем предстояли основатели монастыря.
Необычной чертой образа является отсутствие свитка в руках обоих преподобных. На полях в фигурных киотцах изображены молящиеся святые жены: преподобная Пелагия Антиохийская и мученица Иулиания. Скорее всего, их имена носили заказчицы иконы, вложившие ее в неизвестный храм.

Создание иконы, очевидно, связано с почитанием образа из‑под Брянска и его московского списка, а также икон Богоматери Печерской, находившихся в монастырях и храмах Нижнего Новгорода и Балахны. Стиль живописи и художественные приемы, использованные иконописцем, характерны для иконописи соседней Костромы конца XVII — первой трети XVIII века.