Шкатулка
Санкт-Петербург, между 1908 и 1917 г.
Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
Золото, нефрит; эмаль по гильошировке, выемчатая эмаль, гравировка, чеканка, резьба по камню, монтировка
3,5 × 8,7 × 6,1 см
Клейма: фирмы — «…аберже» (одна буква сбита); мастера — «H.W.»; тройник Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская голова в кокошнике, обращенная вправо, с пробой для изделий из серебра — «88» и шифром округа греческой буквой «альфа» — «α»; проба изделий из золота — «56»
Шкатулка выполнена в мастерской знаменитого петербургского ювелира Генрика Вигстрема (1862–1923) — ведущего мастера прославленной фирмы К. Фаберже. В 1903 году Вигстрем возглавил мастерскую после смерти главного ювелира придворной фирмы Михаила Перхина, в которой был подмастерьем, и продолжил создавать императорские пасхальные яйца, а также исполнять наиболее значительные заказы императорской семьи, других русских и иностранных высочайших и коронованных особ и Кабинета Его Императорского Величества. Помимо этого мастерская Вигстрема выпускала украшения, портсигары, часы и драгоценную галантерею — предметы утилитарные и художественные одновременно.
Представленный предмет относится к дорогим, изысканным произведениям, для создания которых применены камнерезная, ювелирная и эмальерная работа высочайшего качества. Шкатулка с откидной на шарнире крышкой вырезана из великолепного, судя по насыщенному шпинатному тону, саянского нефрита — яркого, глубокого по цвету, с выразительным рисунком включений, созданным самой природой. Стенки предмета — тонкие, просвечивающие, поверхность камня отполирована до зеркального блеска, монтировка отличается исключительной чистотой. Столь же изысканны и виртуозно исполненные элегантные детали из драгоценных металлов и эмали. Тончайший золотой шарнир не выступает за пределы корпуса, обрамлен профилированными золотыми бортиками. Оправа крышки из золота и серебра украшена тремя горизонтальными фризами белой выемчатой эмали, разделенными тонкими золотыми полосками с гравированными точками. Слегка прогнутые боковинки покрыты рубиново-красной прозрачной эмалью по гильошировке. Сочетание густого зеленого тона с пламенеющим рубиново-красным и плотным опаковым белым рождает гармоничный, мажорно звучащий аккорд. Художники и мастера фирмы нередко прибегали к такому цветовому сочетанию1.
Согласно сведениям, предоставленным шведским антикварным аукционом «Уппсала», предмет принадлежал Эмануэлю Нобелю (1859–1932)2, крупному российскому промышленнику и финансисту, одному из главных клиентов Карла Фаберже, заказывавших царскому ювелиру разнообразные изделия — камнерезные монокаменные фигурки животных, поликаменные скульптуры из серии «народные типы». Помимо императоров Александра III и Николая II, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, княгини З. Юсуповой, «миллионщицы» В. Кельх (в девичестве Базановой) и английской аристократки К. Мальборо (в девичестве Вандербильд, из семьи американских магнатов) Э. Нобель владел роскошным пасхальным яйцом, покрытым «изморозью», с сюрпризом — дамскими часами-кулоном из горного хрусталя, платины и брильянтов (так называемым «Нобелевским Ледяным»)3.
1 Habsburg G. von. Fabergé. Imperial Craftsman and his world. London, 2000. Cat. 377. P. 166.
2 Uppsala Auktionsкammare. Important sale. 15–18 june 2021. Lot 867.
3 Fabergé T., Proler L. G., Skurlov V. V. The Fabergé Imperial Easter Eggs. London, 1997. P. 81.