Ручка для трости, в футляре
Санкт-Петербург, между 1904 и 1908 г.
Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Афанасьев
Цветное золото, белореченский кварцит, сапфир; эмаль по гильошировке, выемчатая эмаль, выпиловка, чеканка, гравировка, монтировка, резьба по камню (ручка)
Дерево, картон, шелк, бархат, недрагоценный металл; тиснение, монтировка (футляр)
Ручка 6 × 7 см; футляр 2,7 × 11,2 × 9 см
Клейма: мастера — «Ф.А.»; знак удостоверения Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская голова в кокошнике, обращенная влево, в круге (инициалы пробирного мастера не читаются); проба для изделий из золота — «56», процарапанный фирменный инвентарный номер «16856»
Ручка для трости изогнутая фигурная, вырезанная из белореченского кварцита, украшена провисающей лиственной гирляндой из зеленого золота, укрепленной наверху на золотом касте граненого сапфира, а внизу крест-накрест «перевязанной» волнистой атласной полированной ленточкой из красного золота. Кольцеобразная оправа украшена фризом синей прозрачной эмали по гильошированному рисунку муара, обрамленным узкими полосками белой опаковой эмали и поясками антикизированной рельефной плетенки с горошинками из двухцветного золота — зеленого и красного.
Предмет имеет клеймо Федора Алексеевича Афанасьева — одного из ведущих ювелиров фирмы К. Фаберже. Жизнь и творчество выдающегося мастера исследованы недостаточно, его изделия в государственных собраниях Российской Федерации единичны. Выдающимся произведением с клеймом Ф. Афанасьева является композиция «Сосна, увитая глицинией», хранящаяся в Минералогическом музее имени академика А. Е. Ферсмана Российской академии наук1. Это виртуозное комплексное изделие из золота, поделочных и драгоценных камней, с эмалевой отделкой относится к вершинам творчества мастера — так называемым flower studies, предметам художественным и фантазийным.
Несмотря на то, что ручка для трости — это вполне утилитарный предмет, он, на наш взгляд, может относиться и к категории objets d’art. Она являет собой образец виртуозной ювелирной, камнерезной и эмальерной работы — рукотворной и тонкой в деталях.
Предмет Ф. Афанасьева редок еще и тем, что помещен в подлинный футляр с тисненой черной краской маркой внутри, на атласной обивке крышки: «Фаберже // С. Петербургъ // Москва, Лондонъ» под государственным гербом.
1 Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России / Авт. вступ. ст. и сост. кат. Т. Н. Мунтян. М., 2011. С. 68–69. № 013.