Чаша миниатюрная
Санкт-Петербург, между 1899 и 1903 г.
Фирма К. Фаберже
Нефрит, золото; эмаль по рельефу, эмаль по гильошировке, чеканка, гравировка, резьба по камню, монтировка
Высота 5 см, длина 7,2 см, диаметр 7,2 см
Клейма: фирмы — «Фаберже»; мастера — сбитое, нечитаемое; тройник Санкт-Петербургского окружного пробирного управления: женская голова в кокошнике, обращенная влево, с пробой для изделий из золота — «56» и инициалами управляющего округом Якова Ляпунова — «ЯЛ»; процарапанный фирменный инвентарный номер — «1778»
Миниатюрная чаша с боковыми ручками-отростками и низкой ножкой искусно вырезана из цельного куска нефрита великолепного ярко-зеленого насыщенного цвета. Источником вдохновения для камнерезов послужили, скорее всего, небольшие нефритовые чаши, чья форма была навеяна китайской керамикой, которая стала воплощаться в нефрите еще с ХV столетия в Иране, странах Центральной и Южной Азии. Камнерезы Северной Индии создавали в ХVII–ХVIII веках такие чаши из нефрита разных тонов, с изогнутыми небольшими боковыми ручками-бутонами с корпусами, покрытыми резьбой1.
Художники и мастера фирмы К. Фаберже, работавшие в эпоху историзма, нередко обращали свои взоры на азиатскую культуру, создав, например, собственный и неповторимый вариант «сиамско-петербургского» стиля2, повторяя уникальные приемы индийских и китайских камнерезов и ювелиров. Примером является агатовая чашка из собрания Минералогического музея имени академика А. Е. Ферсмана Российской академии наук с лопастным корпусом и боковой изогнутой ручкой с бутоном на конце, близко повторяющей мотивы резьбы индийских мастеров3. Мастера Фаберже старались не копировать, а вдохновляться культурами других исторических периодов и цивилизаций. Так, в данном случае камнерезы не стали покрывать поверхность чаши резьбой, а отполировали ее до зеркального блеска, а ручки сделали более крупными, чем на индийских чашах, заменив бутоны пластичными тугими завитками. Чаша имеет ювелирную слегка выпуклую оправу с рельефными чеканными вертикальными долами, которые, чередуясь, покрыты белой опаковой эмалью и красной прозрачной гильоше-эмалью. Долы обрамлены гравированным пояском ямок.
Чаша, созданная в придворной фирме К. Фаберже на рубеже позапрошлого и прошлого веков, имеет сбитое, пострадавшее от времени клеймо ювелира, тем не менее с большой долей вероятности оправа была выполнена в мастерской главного ювелира фирмы М. Перхина. Доказательством этому служит великолепное качество предмета, тонкость его монтировки и сохранившиеся изделия с клеймом Михаила Евлампиевича, имеющие схожие с чашей колорит, подбор материалов и узнаваемые технические и художественные приемы4.
1 Treasures of the Mughals and the Maharajas / The Al Thani Collection. Skira, 2017. Сat. 53–56. P. 102–105.
2 Golden Years of Fabergé. Drawings and Objects from the Wigström Workshop. / U. Tillander-Godenhielm, P. Schaffer, A. Ilich, and M. Schaffer. Paris, 2000. С. 92, 95, 97.
3 Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России / Авт. вступ. ст. и сост. кат. Т. Н. Мунтян. М., 2011. Кат. 149. С. 143.
4 Guitaut C. de. Fabergé in the Royal Collection. Cat. 278. P. 209; Habsburg G. von. Fabergé. Imperial Craftsman and his world. London, 2000. Cat. 377. P. 166.