Окимоно «Бродячие актеры»
Мастер Иссюсай (яп. 一秀斎)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 14 см
С экспертным заключением
Произведение относится к так называемой серии в японском искусстве того времени «жизнь простых людей», которая вызывала большой интерес на Западе и стала одной из важных составляющих японского экспорта периода Мэйдзи, и представляет собой группу бродячих актеров. На переднем плане с дрессированной обезьянкой на плече изображен сарумаваси. Рядом располагается дама, играющая на сямисэне. Двое мужчин позади подыгрывают на барабане и флейте. Вероятно, это актеры уличных представлений саругаку. Актеры изображены в полный рост, в дорожной одежде. Их рты приоткрыты — скорее всего, они напевают какой-то мотив.
Искусство саругаку было распространено в Японии уже в VIII веке. Их представления, разыгрываемые в деревнях и на дорогах у застав, в скором времени стали включать в храмовые праздники, проводившиеся на территориях синтоистских святилищ и буддийских монастырей. Считается, что именно бродячие актеры саругаку-хоси («хоси» — монах), веселившие народ своими представлениями, заложили основы известного японского театра Но.
На поле одежды одного из актеров выгравированы три иероглифа «一秀斎», которые читаются как «Иссю: сай».
Вторая половина XIX века, когда было создано это произведение, — это время открытия Японии для дипломатических и торговых отношений с другими государствами, что стремительно привело к модернизации и европеизации всех сторон жизни страны и ее обитателей. Для столичных резчиков нэцкэ время было удачное. Сначала резко упал спрос на внутреннем рынке на нэцкэ из-за того, что японцы переоделись в европейские костюмы и необходимость в них как в брелоках снизилась. Но потом производство нэцкэ стало компенсироваться заказами иностранных покупателей. Токио стали посещать зарубежные дипломаты, торговцы и туристы, для которых такая миниатюрная скульптура стала воплощением экзотики и желанным сувениром.
Данное произведение — яркий пример такого рода. Ориентация на вкусы европейцев внесла изменения в форму произведений и круг сюжетов: стали преобладать скульптурные «иллюстрации» местных обычаев, церемоний, типичных персонажей. Перемены коснулись и стилистического оформления. Усилилась тенденция к декоративности произведений, мастера часто стали украшать свои произведения окрашиванием и инкрустацией.
Произведение демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Резчик проработал мельчайшие элементы произведения, которые, в свою очередь, выполнены очень натуралистично и показывают быт японцев того времени.