Войти / Регистрация

Окимоно «Рыбаки, поймавшие огромного карпа»

Лот №213
Закрытие лота: 23.05.2024
Эстимейт: 2 500 000 - 3 000 000 

Мастер Мэйгёку (яп. 光玉)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость, перламутр, рог; резьба, полировка, гравировка, инкрустация, тонирование
Высота 21 см
С экспертным заключением

Окимоно изображает двух рыбаков, которые с трудом пытаются удержать огромного карпа, ведь эта невероятная рыба в несколько раз выше их собственного роста. Мужчина забрался на хвост рыбы и удерживается там, зацепившись трезубцем за ее жабры. Мальчик стоит с другой стороны рыбы, пытаясь двумя руками удержать ее. Огромный карп мифического размера стоит на хвосте, вздымаясь вверх, в позе, в которой любили изображать его японские художники, — позе преодоления водопада.

Произведение имеет благопожелательное значение и символизирует собой большую удачу — не просто хороший улов для рыбаков, а огромный улов. Сам же по себе карп в японской мифологии является олицетворением силы и упорства в достижении цели и символизирует мужество, выносливость и стойкость. Такое восприятие его образа связано с тем, что он целеустремленно преодолевает пороги реки для достижения ее устья. Существует поверье, что карп, сумевший запрыгнуть вверх по водопаду, в следующей жизни родится драконом. Подобно этой рыбе, движущейся против течения и поднимающейся по водопаду, мужчины должны преодолевать жизненные препятствия и делать себе имя. В Японии карп стал символом мужества и стойкости, и даже появился обычай во время праздника мальчиков вывешивать на длинных шестах бумажных карпов коинобори — по числу мальчиков в доме.

Размер реальных карпов может достигать одного метра, а продолжительность жизни составляет до двухсот лет. Так, известный в Японии карп по имени Ханако прожил долгую жизнь: с 1751 по 1977 год.

На дне произведения выгравирована подпись из двух иероглифов «光玉», читающихся как «Мэйгёку».

Произведение демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Резчик проработал мельчайшие элементы произведения, уделено большое вниманием к деталям, которые в свою очередь выполнены очень натуралистично. Произведение выполнено в традиционной манере японских резчиков: по рисункам художников классической японской живописи или печатным изображениям укиё-э, а не по западным реалистичным изобразительным канонам, когда скульпторы опирались на рисунки, сделанные с натуры.