Окимоно «Крестьянин с хурмой»
Мастер Мори Хосэй (яп. 森鳳聲)
Япония, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 27 см
С экспертным заключением
Произведение создано из крупной части слоновой кости высочайшего качества токата и изображает крестьянина, собирающего урожай. Одной рукой он придерживает корзину, полную спелой хурмы, второй рукой держит ветвь дерева с плодами. На мужчине простое короткое кимоно, голова подвязана хлопковым платком тэнугуи. На ногах — соломенные сандалии варадзи и защита вара-но хабаки, прикрывающая голени. Перед ним на подставке — две жабы, взгромоздившиеся одна на другую.
Японская хурма каки является одним из основных фруктовых деревьев Японии. Ее выращивают по всей стране, за исключением Хоккайдо, и собирают урожай с сентября по ноябрь. Эта хурма — это один из немногих фруктов, которые являются родными для Японии. До начала производства сахара в Окинаве в начале XVII века сушеные каки были единственной формой подсластителей, кроме меда, доступной в Японии. Изображение хурмы в Японии символизирует долголетие, доброту и достаток.
На нижней стороне подставки выгравированы два иероглифа «鳳聲», которые читаются как «Хо: сэй». Это подпись известного мастера Мори Хосэй (яп. 森鳳聲), создававшего свои произведения из слоновой кости, дерева и бронзы, именитого участника японских выставок начала XX века, получавшего за свои работы только высшие награды. Некоторые из его работ были опубликованы в изданиях японского искусства «Бидзюцу Гахо», печатавшихся ежемесячно в Токио с 1894 по 1917 год.
Работа «Крестьянин с хурмой», как и все работы мастера, принимавшие участие в выставках, относится к так называемому стилю «токийская школа». Это направление получило название от работ, выходивших из рук мастеров Токийской школы изобразительных искусств, основанной правительством в 1887 году. У истоков ее образования стояли сторонники сохранения традиционной культуры Японии. Школа пользовалась государственной поддержкой, за счет которой многие известные мастера периода Мэйдзи получили возможность читать лекции и вести практические занятия. Именно с мастерами, возглавившими и обучавшимися в Токийской школе изобразительных искусств, связывают расцвет японской декоративной пластики в период Мэйдзи. Особенностью работ мастеров «токийской школы» являлась натуралистичность образа, который усиливался идеальной проработкой деталей, присущей современным скульпторам того времени, сумевшим интегрировать знакомство с западным искусством в свои произведения, соединив новые веяния с древними традициями японских резчиков.
Аналогии:
1.美術画報 七編巻九 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol VII. № 9]. — Tokyo: Gahosha, 1900.
2.美術画報 十一編巻三 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol XI. № 3]. — Tokyo: Gahosha, 1902.
3.美術画報 二十一編巻二 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol XXI. № 2]. — Tokyo: Gahosha, 1907.
4.美術画報 三十八編巻九 [Bijutsu Gaho — The magazine of Japanese art. Vol XXXVII. № 9]. — Tokyo: Gahosha, 1915.