Войти / Регистрация

Экран с изображением семи богов счастья и обезьянок

Лот №215
Закрытие лота: 23.05.2024
Эстимейт: 5 000 000 ₽ - выше 

Мастер Томиока (яп. 冨岡)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Слоновая кость, серебро; резьба, полировка, гравировка, тонирование
38,8 × 36,2 см
С экспертным заключением

Произведение представляет собой настольный экран кэнбё, используемый в Китае и Японии для защиты чернильного камня на столе каллиграфа от попадания солнечных лучей, а также используемый как преграда от пыли, которую может принести с собой подувший из окна ветер.

Экраны кэнбё принято было украшать изображениями с двух сторон. Такие настольные ширмы являлись настоящими произведениями искусства и могли быть созданы из дерева, украшенного искусной резьбой или росписью золотыми лаками, из керамики или декоративного камня. Экраны часто создавались известными мастерами — резчиками по дереву, керамистами и художниками. В период Мэйдзи резчики по дереву, в основном ранее работавшие для буддийских храмов, получили доступ к завозимой в большом количестве в страну слоновой кости и стали создавать свои собственные уникальные произведения, аналогов которых не было в Японии ранее.

Экран представляет собой тонкую прямоугольную панель, украшенную барельефной резьбой. С одной стороны изображены cитифукудзин (яп. «семь богов счастья»), с другой — пять обезьянок, устроившие веселую возню из-за гроздей винограда. Пластина с изображениями вставлена в резную ажурную рамку, выполненную в форме разнообразных японских цветов: хризантем, пионов, ирисов, гортензий и магнолии. Панель в ажурной рамке вставляется в подставку, украшенную разнообразными видами резьбы: мелкой рельефной, ажурной и скульптурной, изображающей различные виды цветов.

В пластину с изображением cитифукудзин инкрустирована печать, состоящая из двух иероглифов «冨岡», читающихся как «Томиока». Мастер Томиока известен своими исключительными барельефными работами, изображающими в основном животных — обезьянок, тигров и драконов.

Произведение демонстрирует высочайшее мастерство декоративной работы по слоновой кости и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Резчик Томиока — настоящий виртуоз своего дела. Вероятнее всего, это был буддийский резчик, создававший ранма — ажурные экраны над раздвижными перегородками между комнатами в храмах. Их выполняли настоящие умельцы, потомственные мастера. Многие из них потеряли заказы, после того как в Японии в 1875 году специальным указом правительства было провозглашено, что буддизм перестает быть государственной религией. Уменьшилось количество буддийских храмов, больше не требовалась буддийская скульптура для домашних алтарей. Ситуация вынудила резчиков заняться резьбой по слоновой кости, чтобы заработать себе на жизнь. Мастера смогли перенести свои уникальные умения на создание произведений для иностранцев, поразив последних своими талантами и создав настоящий ажиотаж среди коллекционеров Запада, начавших собирать коллекции японского декоративно-прикладного искусства.

Произведение при своей видимой хрупкости находится в великолепной сохранности и имеет высокое историко-художественное, коллекционное и музейное значение.