Войти / Регистрация

Скульптура «Самурай с мечом»

Лот №221
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:41
Стартовая цена: 12 000 000
Ставка Логин Время

Мастерская Мияо Эйсукэ (яп. 宮尾 栄助) Япония, Иокогама, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза; литье, гравировка, золочение, патинирование; дерево, лак (подставка)
Высота 59 см (с подставкой)
С экспертным заключением

Настоящее произведение — образец японской декоративной бронзовой пластики периода Мэйдзи. Фигура, изображающая воина-самурая, создана в технике литья и декорирована гравировкой, позолотой и полихромным патинированием, создающими различную фактуру поверхности. Позолоченные рельефные детали декора ярко выделяются на темной патинированной поверхности, чем акцентируют внимание на персонаже и придают его облику особенную торжественность. Скульптура воина стационарно закреплена на массивной прямоугольной деревянной подставке с четырьмя ножками, украшенной изображением драконов и мифической птицы Хо-о среди растительных завитков каракуса, выполненных золотым лаком.

Произведение относится к так называемым «самурайским сериям» периода Мэйдзи, которые вызывали большой интерес на Западе и стали одной из важных составляющих японского экспорта. Они представляли собой галерею образов национальной истории, показывали воинов различных периодов и рангов. Фигуры персонажей отличались особой достоверностью, тщательностью в исполнении деталей и выразительностью. Разнообразие типажей и композиционных построений позволяло познакомиться с видами оружия, костюма, приемами владения различными видами мечей, характерными боевыми стойками.

Персонаж произведения — образ самурая, которого, судя по тщательно воспроизведенному обмундированию можно отнести к воинам периода Сэнгоку дзидай — эпохи почти непрерывной феодальной междоусобицы XV — первой половины XVI века. Скульптура представляет собой изображение воина с мечом тати в руках, который он достал из ножен сая, подвешенных на поясе. За пояс самурая также заткнут еще один меч — косигатана (досл. «поясной нож»), оправленный без гарды. Два меча, которые были у каждого самурая, назывались дайсё (яп. букв. «большой-малый») и являлись важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением.

Воин одет в доспехи, состоящие из ламеллярного доспеха — кирасы, с рельефно выделяющимся гербом на груди — «свернувшимся драконом». От плечевых ремней идут шнуры с кистями, свободно завязанные узлом между лопатками. Доспехи подпоясаны наружным поясом кинхётай с узлом спереди. Латная юбка состоит из пяти клиньев, строение каждого акцентировано не только моделированием, но и позолотой. На ногах самурая — поножи, на руках — защитные наручи, украшенные гербами клана Тоётоми, изображающие собой трилистник павлонии, который в настоящее время используется в качестве эмблемы японского правительства.

На голове воина шлем кавари-кабуто, украшенный парой больших позолоченных металлических рогов — кувагата. Эти рожки служили не только украшением, но и устрашением врагов, а иной раз и смягчали удары по шлему. Между кувагата могли располагаться клановые отличительные знаки, гербы, различные символические изображения и устрашающие маски демонов. В данном случае шлем украшен скульптурной головой оскалившегося дракона.

Одежда воина украшена золотыми изображениями летящих драконов и птиц Хо-о. Чудо-птицу Хо-о в Японии считают символом Солнца и императорского двора. В Китае ее называют Фэн-хуан — «киноварная птица», «вещество пламени» — и считают вторым из четырех легендарных священных животных, наделенных духовностью и соединяющих в себе Инь и Ян. Дракон, изображенный вместе с Хо-о, являлся символом союза Неба и Земли, божественной потенциальности, вмещающей в себя все противоположности.

Произведение создано в мастерских Мияо, о чем свидетельствует выгравированная подпись из четырех иероглифов «宮尾製造» (Мияо сэй дзо) на квадратной золотой пластине, прикрепленной сзади фигуры.

Мастерская «Мияо» была основана Мияо Эйсукэ в середине XIX века в городе Иокогама, а после 1890 года открылся ее филиал в Токио. В течение периода Мэйдзи мастерская Мияо превратилась в один из самых известных центров Японии по созданию произведений художественного металла, который пользовался огромным спросом на международном рынке. Мияо создала целую галерею образов, посвященных истории и национальным традициям, сложившимся в предшествующие столетия. Существенное место в ней занимала воплощенная в пластике «летопись воинского сословия». Виртуозным моделированием, искусственным тональным патинированием поверхности, а также органичным сочетанием гравированного и рельефного декора, дополненного позолотой, мастера Мияо передавали строение доспехов, которые обычно изготавливались из железных пластин, соединенных шелковыми шнурами. Столь же скрупулезно воссоздавалось многообразие фактуры и орнаментации различных материалов, использованных в экипировке воина (кожи, лака, тканей).

Работы мастерской Мияо Эйсукэ высоко ценятся на рынке эксклюзивного антиквариата. Несколько произведений можно увидеть в Британском музее, в Музее Виктории и Альберта, в Токийском Национальном музее и в других музеях крупнейших городов мира.

Скульптура имеет высокое историко-художественное и музейное значение.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. II. London: The Kibo Foundation, 1995. No 108, 109.

2. Bordignon, Laura. The Golden Age of Japanese Okimono. Suffolk: 2010. — Р. 258–267.

3. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 60–75.

4. За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили. Музеи Московского Кремля: 2017. Стр. 25–26.