Войти / Регистрация

Декоративное блюдо с изображением сцены из пьесы о придворной даме Кого

Лот №225
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:45
Стартовая цена: 16 000 000
Ставка Логин Время

Мастерская Комаи (яп. 駒井)
Япония, Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Железо, золото, серебро, сплавы; чеканка, шлифовка, инкрустация, патинирование
Диаметр 40 см
С экспертным заключением

Произведение представляет собой уникальное декоративное блюдо крупного размера, выполненное из железа и инкрустированное золотом в технике нуномэдзоган (инкрустация «тканый узор»), серебром, сплавами сякудо и сибуити в техниках хирадзоган («плоская инкрустация») и такадзоган («инкрустация в высоком рельефе»). На центральном медальоне изображен сюжет известной истории любви придворной дамы Кого-но цубонэ и императора Такакура (1161–1181), которая была описана в конце XII века в «Повести о Доме Тайра», а позже стала сюжетом для популярной пьесы театра Но. Вокруг центрального изображения, в кругах узора сиппо-мон1 из линий, заполненных графическими благопожелательными узорами, даны изображения мифических животных: драконов, птиц Хо-о, киринов, китайских львов карасиси и тигров. Край блюда выполнен в форме лепестков цветка и окантован пояском с изображением виноградной лозы.

На обратной стороне блюда инкрустирована золотая печать мастерской Комаи, состоящая из девяти иероглифов, заключенных в квадрат, — «日本国京都住駒井製» (Нихон коку Кёто дзю Комаи сэй), что в переводе означает «Япония, Киото, сделано Комаи». Мастерская Комаи (яп. 駒井) — компания, которая на рубеже XIX– XX столетий создавала великолепные произведения декоративно-прикладного искусства из металлов, в основном из железа, украшенные золотом и серебром в оригинальной технике нуномэдзоган (яп., букв. «тканый узор») — инкрустации драгоценных сплавов, тонко вчеканненых в металл, оставляющей поверхность идеально гладкой. Мастерская была основана в 1841 году продавцом оружейной фурнитуры Комаи Сэйбэем. Автором оригинального стиля Комаи является его сын — мастер художественной работы по металлу Комаи Отодзиро (яп. 駒井音次郎, 1842–1917). Уже в 1870-х работы мастерской Комаи стали известны за пределами Японии и вскоре ими стал любоваться весь высший свет европейских стран. Художественные произведения Комаи были представлены на выставках в Сент-Луисе в 1904 году, в Льеже в 1905-м, в Санкт-Петербурге в 1908-м, в Сиэтле в 1909-м, в Брюсселе в 1910-м, в Лондоне в 1910-м и в Вене в 1913-м.

Работы Комаи — это скрупулезная, тонкая обработка металла. Во всем разнообразии произведений можно разглядеть неповторимый авторский стиль. Он состоит в нанесении на изделия (вазы, шкатулки, кабинеты и т. п.) золотого рисунка, точного подражания рисунку на парче с орнаментальными стилизованными деталями пейзажа, причудливыми геометрическими узорами, мифологическими персонажами, святынями, птицами и цветами. Технически орнамент наносили так: металлическую поверхность предмета покрывали очень мелкой штриховкой и в нее набивали тончайшую золотую фольгу, оставляя поверхность металла идеально гладкой, что придавало ей сходство с фактурой ткани. Каждая деталь изображения выполнялась настолько четко, что создавалось ощущение присутствия. Сам авторский рисунок представлял собой яркую картинку по мотивам какой-либо легенды, исторического события, изображал известный пейзаж или сценку с мифологическими персонажами, в обрамлении стилизованного фона, часто изображавшего виноградную лозу.

Произведения, созданные в мастерской Комаи, отличаются неповторимым авторским стилем и демонстрируют яркий талант японских мастеров-ювелиров. Они являются уникальными коллекционными произведениями — желанными предметами, собираемыми коллекционерами всего мира. Работы такого уровня, как данное произведение, очень редко появляются на мировых аукционах, и уходят за баснословные суммы.

Мстерская Комаи

Центральным сюжетом является изображение придворного чиновника Минамото-но Накакуни верхом на коне, верного слуги императора Такакура, играющего на флейте. Осенняя полная Луна поднимается над далекими холмами, освещая вдалеке пагоду храма. Действие происходит в сельском районе Сагано в юго-западном пригороде Киото. В XII веке, в то время, когда клан Тайра взял под свой контроль Японию, придворная дама Кого получила благосклонность императора Такакура. Однако, поскольку она боялась власти Тайра-но Киёмори — отца императрицы, Кого покинула столицу и скрылась в Сагано, где стала вести затворнический образ жизни. Безутешный император отправил на поиски Кого своего преданного слугу Минамото-но Накакуни, вручив ему письмо к своей возлюбленной. Накакуни был не только преданным воином, но и блестящим музыкантом-флейтистом. В императорском дворце он часто аккомпанировал Кого, играющей на цитре кото, поэтому прекрасно знал звук струн ее инструмента. Накакуни был уверен, что в день любования осенней Луной, в ночь Праздника Луны, ее красота побудит Кого сыграть на кото, и по звукам музыки он сможет определить ее местонахождение. Так и произошло. Когда Накакуни достигает окрестностей храма Хорин-дзи, он слышит звук кото. Это песня «Собурэн» («Я скучаю по мужу»), которую исполняет Кого. Пустив коня в галоп, он прискакал к калитке дома, откуда лилась музыка и нашел Кого. Местность Сагано, в которой укрывалась возлюбленная императора, стала известным топонимом, поэтика которого прочно связана с осенними травами, пением насекомых и лунным пейзажем, а изображение дамы Кого под Луной заняло прочное место в классической живописной тематике.

Аналогии:

1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. I. London: The Kibo Foundation, 1995. No 13–36.

2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 2. СПб.: Чистый лист, 2016. С. 120–129.


1 Сиппо — это семь сокровищ буддийских писаний: золото, серебро, лазурит, горный хрусталь, коралл, агат и жемчуг. В узоре сиппо-мон связанные между собой круги, олицетворяют бесконечную цепь гармонии и сокровищ всего мира, и символизируют процветание близких людей и представляя идею о том, что отношения и связи между людьми равны по ценности семи сокровищам.