Ваза в стиле Кё-Сацума с изображением пейзажа
Мастер Ябу Мэйдзан (яп. 薮名山)
Япония, Осака, поздний период Мэйдзи (1868–1912)
Керамическая масса; надглазурная полихромная живопись железными красками, эмалями и золотом
Высота 20,5 см
С экспертным заключением
Ваза узкой овоидной формы на небольшой расширяющейся ножке. По окружности тулова разворачивается многоплановая композиция, напоминающая горизонтальный свиток. Изображен традиционный пейзаж сансуй («горы-воды») — композиция с горами и водой, сакральными элементами, символизирующими мужское и женское начало инь-ян. Классический пейзаж «смягчен» изображениями крыш деревенек на берегу озера и жанровыми сценками с ее жителями, любующимися пейзажем, плывущими по озеру в рыбацкой лодочке на фоне величественных гор. Оплечье вазы украшено поясом в форме наверший жезла жуи (жезла, исполняющего желания), нижняя часть вазы — круглыми медальонами, заполненными росписью в стиле мильфлёр (фр. «тысяча цветов»). Ножка и короткое горло акцентированы поясками графического орнамента.
Произведение создано в мастерской Ябу Мэйдзана, что подтверждено маркой в виде печати, выполненной золотом на донце произведения. Судя по стилю печати произведение относится к периоду с 1888 по 1915-й год — время расцвета творчества Ябу Мэйдзана и его активного участия в Международных выставках.
Произведения Ябу Мэйдзана ценятся во всем мире за их неизменно высокое качество и тончайшую роспись на предметах миниатюрного размера — от 5 до 20 см. Хотя мастер проживал в Осака, в среде производителей киотской керамики кё-сацума Ябу Мэйдзан считался лучшим специалистом по росписи. Важную роль в обеспечении высокого качества росписи играла изобретенная им уникальная технология нанесения абриса композиций на керамику с медных досок, позволявшая делать очень качественную миниатюрную роспись. В хранилище Осакского исторического музея есть восемьдесят две гравировальные доски, переданные музею семьей Ябу Мэйдзана. На них можно увидеть изображения цветов и бабочек, сцены с участием людей, отражающие японские обычаи и традиционные праздники, геометрические узоры для украшения изделий по краям и другие образцы художественного декора1.
Ябу Мэйдзан родился в районе Нагахори города Осака в семье известного художника Ябу Тёсуи (1813–1867), выходца из города Сумото острова Авадзисима, неподалеку от Осаки. Увлекшись росписью в сацумском стиле в апреле 1880 года Мэйдзан отправился в Токио, где в течение полугода подробно изучал технологию росписи произведений. Вернувшись в октябре в Осака, он открыл собственную студию по производству произведений в стиле кё-сацума, просуществовавшую до 1926 года.
На протяжении всей своей жизни Ябу Мэйдзан принимал участие во многих выставках, как отечественных, так и международных, на которых получил множество наград. Первую победу Ябу Мэйдзан одержал на выставке в Киото в 1885 году, получив ценный приз за свои оригинальные работы. На Международной выставке в Париже в 1889 году получил свою первую международную награду. В следующем году он выставился на Третьей Национальной Промышленной выставке в Токио, а в 1895 году на Четвертой Национальной Промышленной выставке, где получил высшие награды. Далее последовали выставка в Париже 1889 и 1900 года, выставка в Луизиане в 1904 году и т. д., по прошествии которых Ябу Мэйдзан признали великим мастером своего времени.
Мастер подписывал свои работы как «Ябу Мэйдзан» или «Ябу Мэйдзан сэй (создал)». На визитках под именем Ябу Мэйдзана наряду с надписью «One price only» (что означало, что цена установлена и скидок нет) было также написано «Our wares all bears this mark» («На всех наших товарах стоит эта марка»).
Работы Ябу Мэйдзана всегда узнаваемы благодаря неповторимому стилю, элегантности и исключительно тонкой росписи. Набросок миниатюр прорисовывался очень тщательно и детально: люди величиной 15–20 мм, бабочка — 1–2 мм и т. п. Его работы были высоко оценены и находятся в собраниях музеев мира: в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном музее Востока в Москве, на постоянных экспозициях в Художественном музее Уолтерса, Музее Виктории и Альберта, в Киотском Музее искусства периода Мэйдзи, в Национальном Варшавском музее, Историческом музее Осака и т. д.
Изображенный на вазе пейзаж — один из излюбленных мотивов мастера и самый ценимый среди коллекционеров. На сравнительно небольших декоративных предметах Мэйдзану удавалось расположить целые картины величия природы, так любимой японцами. Живопись мастера содержала в себе художественный прием «ма» — «промежуток», «пауза», при котором не создавалась иллюзия сплошной поверхности картины, а оставлялись большие пространства незаполненными. Через эти пространства художник мог выразить такие явления, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира. Пустота на работах Ябу Мэйдзана соткана из дымки мельчайших золотых капелек, в которой читаются облака над горами и отблеск воды. Поразительно и ювелирное качество росписи в изображении миниатюрных фигурок людей и идеально тонко прописанное, невероятное количество цветов.
Данное произведение отличается высоким художественным уровнем исполнения, прекрасной сохранностью и принадлежит к лучшим образцам японской керамики кё-сацума.
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan, Volume V, Earthenware, Part II. London: The Kibo Foundation, 1995. № 1–105.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии периода Мэйдзи (1868–1912). Том 4. СПб.: Чистый лист, 2016. Стр. 132–158.
1 Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Ceramics Part II Earthenware). London: The Kibo Foundation, 1995. Р. 36–73.