Окимоно «Божества Хотэй и Дзюродзин, играющие в го»
Мастер Сидзука (яп. 静)
Япония, вторая половина периода Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, гравировка, полировка, тонирование
12 × 16 × 10 см
С экспертным заключением
Произведение является образцом японского искусства художественной резьбы по слоновой кости периода Мэйдзи и относится к типу окимоно (букв. «вещь, которую ставят», скульптура малых размеров). Изображены два божества — Хотэй (справа) и Дзюродзин (слева), увлеченно играющие в игру го. Настольная игра го — это разновидность логической игры, возникшей в Древнем Китае более 2 тысяч лет назад. Примерно в V веке она пришла в Корею, а в VII веке — в Японию. Игра имела широкое распространение в среде придворной аристократии эпохи Хэйан (VIII–XII вв.). С приходом к власти самураев в го стали играть высокопоставленные феодалы даймё. Далее она стала широко распространяться среди обычных людей и достигла своего пика популярности в период Эдо (1600–1868), когда были созданы первые объединения игроков в го. До конца XIX века игра культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру.
Смысл игры го — захват территории игрового поля, которое представляет собой прямоугольную доску, расчерченную вертикальными и горизонтальными линиями с разлиновкой 19 на 19. Игра начинается с пустой доски, затем два партнера по очереди ставят на нее камни го-иси своего цвета. У одного они белые, у другого — черные. Традиционно в комплект для игры входят деревянные чаши с крышками. Они служат для хранения камней, а в крышки, снятые с чаш, во время партии игроки складывают захваченные камни противника. Побеждает тот, кто окружит больше территории.
Божества Хотэй и Дзюродзин входят в группу Семи богов удачи (Ситифукудзин). Хотэй — бог счастья, изобилия и беззаботной жизни в японской мифологии, а также — защитник детей. Его было принято изображать в виде лысого улыбающегося толстяка. Божеству Дзюродзину молились о ниспослании здоровья и долголетия. Считается, что его прототипом стал даосский отшельник, который, согласно легенде, нашел эликсир бессмертия. Обычно Дзюродзина изображают как старика с длинной белой бородой.
На обратной стороне помоста, на котором сидят божества, имеется квадратная печать с иероглифом «静», который читается как «Сидзука» или «Сэй». Мастер, который подписывал свои работы этим иероглифом, известен небольшими произведениями размером до 15 см. Для экспертов наличие этого иероглифа на произведении автоматически означает превосходную манеру резьбы с очень качественной и детальной проработкой. Мастер принадлежит к направлению резчиков нэцукэси, создававших ранее миниатюрную скульптуру нэцкэ и переквалифицировавшихся в конце XIX века в резчиков окимоно в связи с возникшим спросом на последние среди иностранцев. Эти мастера, создавая окимоно, не утратили своего классического подхода к тщательной обработке поверхности материала и внимания к мельчайшим деталям, получив для своего творчества больше поверхности, чем требовалось для миниатюрных нэцкэ.
Произведения мастера, маркировавшего свои работы этой печатью, являются очень ценными и желанными среди коллекционеров. Окимоно выполнено на высоком художественном и технологическом уровне и находится в великолепном состоянии.
Аналогии:
1. Ivory. A History and Collector’s Guide. Belgium: Phoebe Phillips Edition, 1987. — P. 271
2. Назаров В. Д. Шедевры Мэйдзи. Нэцкэ, окимоно, веера. — СПб.: Атлант, 2017. — Стр. 229