Войти / Регистрация

Окимоно "Монах с черепашкой"

Лот №105
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 800 000 - 1 000 000 

Мастер Соко/Мунэясу (яп. 宗康)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, гравировка, полировка, тонирование
Высота 20,7 см
С экспертным заключением

Буддийский монах, сжимая большой бумажный свиток с живописью или каллиграфией, с улыбкой рассматривает пойманную им черепашку. Среди японцев считалось, что скромный монах, живущий расслабленной жизнью в гармонии с собой и природой, сможет достичь просветления быстрее, чем аскетичный монах, строго следующий каждой букве буддийского закона.

На обратной стороне подставки, на которой установлена фигура, на красной вставке из лака цуисю на основе киновари, выгравирована подпись мастера, состоящая из двух иероглифов «宗康», читающихся как «Мунэясу» (также эти иероглифы могут читаться как «Соко»).

До нас практически не дошла информация о мастерских и биографии резчиков периода Мэйдзи. Мы можем делать лишь предположения, исходя из схожести в манере резьбы, сюжетов, изучая подписи на окимоно. Все произведения из слоновой кости в период Мэйдзи и следующим за ним Тайсё (1912–1926) создавались в Японии исключительно на экспорт и были вывезены за ее пределы. Землетрясение 1923 года разрушило практически весь Токио, который был центром производства окимоно, и портовый город Иокогама, через который их вывозили на Запад. В результате трагедии были уничтожены многочисленные мастерские вместе с хранившимися там произведениями искусства, эскизами, записями по участиям в выставках и продажам. Мастера остались без крова над головой. В Иокогаме сгорели склады, что приостановило зарубежную торговлю, и производство окимоно, этих уникальных предметов, не имеющих аналогов в мире, было полностью прекращено.

Произведение демонстрирует высокое мастерство декоративной работы по слоновой кости и выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Оно создано в традиционной манере японских резчиков: по рисункам художников классической японской живописи или печатным гравюрным изображениям, а не по западным изобразительным канонам, когда скульпторы опирались на реалистичные рисунки, сделанные с натуры. Резчик проработал мельчайшие элементы изделия, уделил большое вниманием деталям, выполнив их очень натуралистично.

Окимоно имеет высокое историко-художественное и коллекционное значение.