Окимоно "Мандарины"
Мастер Рюмин (яп. 竜珉)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, гравировка, полировка, тонирование, крашение
Длина 12 см
С экспертным заключением
Произведение изображает два крупных мандарина, один — с веточкой, второй — лопнувший от спелости, в окружении небольших плодов.
Главная особенность работы — ее натуралистичность и деликатная техника окраски. В начале эпохи Мэйдзи была популярна либо белоснежная кость без какой‑либо окраски, либо с легким тонированием. Но уже к концу эпохи стали появляться подкрашенные изделия.
С древних времен в Японии существовала техника окрашивания слоновой кости батиру, при которой после нанесения на произведение яркого цвета мастер выполнял гравировку, в результате которой проступал изначальный белый цвет кости, и появлялись узор или изображение. В Китае не было найдено произведений, выполненных в технике батиру, а в японской сокровищнице Сёсоин, хранящей драгоценности японских императоров, начиная с императора Сёму (701–756) и императрицы Комё (701–760), таких вещей хранится большое количество. Неизвестно, были ли они созданы в Японии или это раритеты из Персии, Индии, Китая, которые попали в Японию по Великому шелковому пути.
Со времен эпохи Мэйдзи самые известные мастера трудились над реставрацией экспонатов сокровищницы Сёсоин, изучая древние способы окрашивания кости. Однако до сих пор неизвестно, какие именно красители использовали древние мастера для украшения произведений в технике батиру и какие именно красители использовали мастера периода Мэйдзи. Возможно, это были красители, получаемые из растений сибуки и яся, их наносили на предварительно сваренные в уксусе предметы.
Техника батиру на долгое время исчезла в Японии. Будучи забытой с VIII века, со времен основания Сёсоин, она вновь появилась только в конце эпохи Эдо (1600–1867) вместе с модой на гребни и шпильки кандзаси. Возрождение техники связано с гребнями янагава — они изготавливались из слоновой кости, окрашенной в яркие цвета (красный, алый, зеленый и т. п.), с нанесением резного узора. Техника окрашивания слоновой кости также активно использовалась в изготовлении цветных фигурок нэцкэ в период Эдо. Обычно в качестве сырья для красителей использовались горец красильный и патанга, дававшие темно-синий и коричневый цвета. В конце эпохи Мэйдзи появляются окимоно фруктов, окрашенные в самые разные цвета. Здесь стоит вспомнить произведения мастера Андо Рокудзана, творившего в следующую за Мэйдзи эпоху Тайсё (1912–1926). Его окимоно настолько реалистичны, что их можно принять за настоящие плоды. Технику окрашивания батиру также активно использовали мастера школы Сибаяма для окрашивания слоновой кости и другого костного материала (рога, бивней и пр.).
На дне произведения имеется выгравированные иероглифы «竜珉刀», читающиеся как «Рю: мин то:», что переводится как «выгравировал Рюмин».
Произведение выполнено натуралистично, на высоком художественном и технологическом уровне. Следует отметить, что окрашенные в уникальной технике произведения, выполненные в период Мэйдзи, встречаются чрезвычайно редко. Окимоно имеет высокое историко-художественное и музейное значение.