Окимоно "Актеры Мандзай"
Мастерская Мияо Эйсукэ (яп. 宮尾栄助)
Иокогама, период Мэйдзи (1868–1912)
Дерево, слоновая кость, перламутр, рог, панцирь черепахи; резьба, полировка, гравировка, тонирование, инкрустация
Высота 34 см (левая скульптура) и 32,6 см (правая скульптура)
С экспертным заключением
Скульптуры выполнены из дерева, декорированы инкрустацией различными материалами (тонированная слоновая кость, перламутр, рог, панцирь черепахи) в стиле сибаяма1 и дополнены элементами из слоновой кости (головы, руки, ноги, атрибуты персонажей). Окимоно установлены на отдельные деревянные подставки на четырех ножках с фигурными подзорами, украшенными изображениями птицы Хоо среди растительных узоров из завитков каракуса («китайская трава»), созданных золотыми лаками такамаки-э (объемный золотой лак).
Персонажи произведения — актеры японского традиционного уличного представления мандзай в образах цуккоми и бокэ. Цуккоми (слева) изображен с веером в руке, бокэ (справа) пританцовывает, аккомпанируя себе на маленьком барабанчике. Мандзай — это комедийный жанр, изначально возникший в Осаке и подразумевающий выступление двух актеров.
Истоки жанра мандзай уходят к периоду Хэйан (794–1185), когда на новый год было принято парами ходить по домам и давать небольшие представления. После словесного поздравления один участник начинал танцевать, а другой аккомпанировал ему на барабане. В период Эдо (1603–1868) жанр мандзай распространился по всей стране, у него были различные названия в зависимости от региона. Он стал включать в себя не только песни и танцы, но и шуточные рассказы, диалоги, споры. После Второй мировой войны представления мандзай практически исчезли, но постепенно стали возрождаться благодаря радио и телевидению.
Сзади на одежде персонажей имеются перламутровые вставки с выгравированными иероглифами, читающимися как «Мияо». Это подпись мастерской Мияо Эйсукэ, специализировавшейся на художественных изделиях из бронзы, дерева и слоновой кости в конце XIX — начале XX века в городе Иокогама. В мастерской Мияо работало много талантливых мастеров, и в течение периода Мэйдзи она превратилась в один из самых известных центров Японии по созданию произведений на экспорт. В стилистике ее изделий нашли отражение и реалистические традиции японской мелкой пластики, и веяния западноевропейского искусства.
Работы мастерской Мияо Эйсукэ считаются эксклюзивными на антикварном рынке. Произведения с подписью мастерской можно увидеть в Британском музее, в Музее Виктории и Альберта, в Токийском национальном музее и в других крупнейших музеях мира. Следует отметить, что мастерская Мияо Эйсукэ специализировалась в основном на работах созданных из бронзы, резные произведения из дерева и слоновой кости, выполненные в этой мастерской, встречаются чрезвычайно редко.
Окимоно находятся в идеальном состоянии, имеют высокое историко-художественное и коллекционное значение.
1 В 70‑е годы XVIII века резчик нэцкэ Оноги Сэндзо один из первых стал инкрустировать свои произведения фигурными элементами из ценных материалов. Он основал школу под названием «Сибаяма», в честь местности Сибаяма провинции Симофуса (северная часть совр. префектуры Тиба), откуда мастер был родом. Позже Сэндзо переехал в Эдо, где вокруг него собралась большая группа учеников. Стиль и характер такого яркого декора завоевал большую популярность и был подхвачен мастерами периода Мэйдзи, которые стали создавать на экспорт окимоно, подносы, декоративные панно и даже шкафы, украшенные в стиле сибаяма.