Войти / Регистрация

Скульптура орла на корне сосны

Лот №110
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 5 000 000 - выше  
  • Металл: Бронза

Мастер Нодзири Хидэтика (яп. 秀親野尻)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, серебро; литье, гравировка, позолота, чернение, патинирование; корень сосны, лак
Высота 122 см (с подставкой)
С экспертным заключением

Особенно редкими экспонатами периода Мэйдзи считаются скульптуры крупных размеров, как эта. Монументальная фигура представляет собой изображение орла в натуральную величину с размахом крыльев в 115 см. Отдельно отлитые из бронзы фрагменты (крылья, тело, лапы) собраны воедино, после чего их поверхность подвергнута отделке, сочетающей гравировку и патинирование, а также позолоту и серебрение некоторых частей (лап, клюва, глаз). Фигура орла установлена на подставку из натурального корня сосны, покрытого блестящим лаком.


Произведение создано мастером художественного литья Нодзири Хидэтика (яп. 野尻秀親), о чем свидетельствует выгравированная на квадратной пластине внизу скульптуры подпись из двух иероглифов «秀親». Мастер Хидэтика известен своими реалистичными изображениями птиц, выполненными из бронзы и отличающимися точностью воспроизведения всех деталей, а также искусной проработкой фактуры.


На Дальнем Востоке орла почитали за его силу и мощь. Эта птица стала воплощением могущества, волевой натуры, власти. В Древнем Китае орел считался олицетворением героя, так как по‑китайски иероглиф «鷹»
со значением «орел» произносится так же, как «герой» — «ин». В Японии изображение одинокого орла на дереве или утесе соотносится с понятием эйю докурицу — «независимость героя». В 1896 году японский император Мэйдзи преподнес российскому императору Николаю II по случаю его восшествия на престол дар — костяного орла на сосне, который сегодня является венцом экспозиции Государственного музея Востока. Такой выбор коронационного подарка не был случаен: орел — геральдический символ Российской Империи — одинаково ассоциировался с властью и могуществом в обеих странах. Орел из Музея Востока взмахом крыльев, поворотом головы, острым взглядом удивительно похож на бронзовую скульптуру Нодзири Хидэтика, как будто оба мастера изображали одну птицу.


Данное произведение демонстрирует высокий уровень мастерства японских мастеров-металлистов периода Мэйдзи, имеет высокую историко-художественную и коллекционную ценность.