Парные вазы с изображением воробьев
Мастер Хокугаку II Ёкояма Ядзаэмон Такасуми (яп. 二代 北岳 横山 弥左衛門 孝純, 1845–1903)
Такаока, 1880–1890‑е
Сибуити, золото, серебро, медь; литье, гравировка, инкру стация, золочение, патинирование
Высота 17 см (без подставок)
С экспертным заключением
Парные вазы с ручками с изображением воробьев среди веток бамбука, выполненным в технике высокой и плоской инкрустации, созданы сыном и учеником великого мастера Хокугаку I (см. лот 12) — Хокугаку II Ёкояма Ядзаэмоном Такасуми (яп. 二代 北岳 横山 弥左衛門 孝純, 1845–1903). Мастер Хокугаку II был очень знаменит, особенно среди американских коллекционеров, его работы выставлялись на международных выставках, таких как: Всемирная выставка в Вене в 1873 году; Всемирная выставка в Филадельфии в 1876 году; Всемирная выставка в Париже в 1889 году.
Председатель объединения изящных искусств префектуры Тояма Касаи Тайдзо в каталоге «Изделия из бронзы Такаока. Каталог всех известных граверов периода Мэйдзи» пишет о мастере Хокугаку II:
«У нас нет достоверных свидетельств об отношениях между этими двумя однофамильцами — Ёкояма Такасигэ и Ёкояма Такасуми. Но поскольку у обоих в имени присутствует иероглиф 孝 («така»), а Такасуми называет себя «вторым мастером Хокугаку», я предполагаю, что Такасигэ был его предшественником, а также, что они приходятся друг другу родственниками — скорее всего, это отец и сын. Однако, несмотря на родственные связи, авторский стиль их произведений отличается. Разница поколений, а также разница эпох (отец творил еще в «домэйдзийское» время, а сын в яркую эпоху Мэйдзи) — все это, несомненно, повлияло на различия в технологиях и способах художественного выражения. Произведения авторства Хокугаку I сделаны с использованием таких фундаментальных японских технологий, как высокорельефная и низкорельефная гравировка, объемное литье с использованием восковых литейных форм. Его произведения отличаются высочайшим качеством и по праву являются признанными образцами высокого стиля. Стиль исполнения произведений Хокугаку II очень похож на стиль Хокугаку I. Говоря о сходствах и различиях авторского стиля произведений этих мастеров, стоит отметить, что они оба применяли одни и те же базовые технологии и одинаково трепетно относились к отделке мельчайших деталей. Единственное, что их по‑настоящему отличает — это цвет. Произведения Хокугаку II более многоцветны за счет обильного использования инкрустации и вставок из цветных металлов (золота, серебра, ювелирных сплавов, меди), составлявших до четверти поверхности произведения. Также в них практически отсутствует сложная гравировка поверхности металлов и золочение в китайском стиле, выполнявшиеся его отцом, приверженцем старого направления декорирования металлов».
Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне и имеет высокое историко-художественное и коллекционное значение.
Фотография произведений «Такаока доки» на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Центральный экспонат на фотографии - декоративная курильница со скульптурным навершием в виде воина, сражающегося с драконом, работы мастера Хокугаку II. Произведение также участвовало в Первой Всеяпонской выставке достижений промышленности в Токио (Уэно) в 1877 году, сейчас находится на хранении в Музее изобразительных искусств города Такаока.