Войти / Регистрация

Скульптура божества Дзюродзина

Лот №117
Закрытие лота: 12.12.2024
Эстимейт: 5 000 000 - выше  

Япония, конец периода Мэйдзи (1868–1912) — период Тайсё (1912–1926)
Серебро, золото; литье, чеканка, гравировка, инкрустация, золочение, патинирование
Высота 32 см
С экспертным заключением

Скульптура представляет собой изображение Дзюродзина — даосского божества долголетия, входящего в число «Семи богов счастья» в японской мифологии. Произведение выполнено из серебра, подвергнуто поверхностной отделке: чеканкой, гравировкой, инкрустацией золотом, золочением и патинированием.

Дзюродзин (букв. «человек, живущий долго») пришел в Японию из китайского даосского пантеона, где он был известен как бессмертный, проживавший во время правления династии Северная Сун (960–1127), и, возможно, был исторической фигурой этого периода. Считается, что его прототипом стал даос-отшельник, который, согласно легенде, нашел эликсир бессмертия. Дзюродзин изображался как старец с длинной бородой, в китайской одежде и с покрытой головой. Божество покровительствует чиновникам, ученым и людям, наделенным властью. С древних времен в Японии верили, что скульптура с его изображением приносит в дом благополучие, счастье и долгие годы жизни. В народном сознании Дзюродзин был не чужд плотским радостям, любил вино и женскую компанию.

Миногамэ (букв. «черепаха в соломенном плаще») — частый спутник Дзюродзина. Согласно поверьям, черепахи живут более тысячи лет, и у долгожителей вырастают перистые хвосты: чем старше черепаха, тем длиннее хвост. На самом деле, панцирь взрослой черепахи часто зарастал водорослями, и когда она плыла, они тянулись за ней шлейфом, делая ее похожей на маленького дракончика. Миногамэ символизирует долголетие и мудрость. Также черепаха являлась символом дома, устойчивости и благополучия. В японских сказках черепаха миногамэ или драконовидная черепаха жила во дворце Бога Морей и управляла его сокровищами.

Произведение относится к лучшим образцам японского искусства, выполненных в начале XX века. В нем наиболее полно воплотились основные тенденции художественной культуры указанного времени: реалистические традиции национальной пластики, влияние западноевропейского искусства и виртуозное использование различных, отработанных за многие столетия, специфических приемов и методов работы с металлами.