Ваза с изображением морского пейзажа
Мастер Миябэ Ацуёси (яп. 宮部篤良, 1870–1911)
Киото, период Мэйдзи (1868–1912)
Бронза, золото, серебро, сплавы; литье, инкрустация, золочение, серебрение, патинирование
Высота 30 см
Четырехгранная ваза с узким горлом и практически прямым оплечьем создана из бронзы в технике литья. Декор сосуда выполнен в традиционном японском стиле иро-э («цветная картина»). Эта сложная техника сочетает в себе различные приемы инкрустаций с использованием фигурных аппликаций, выполненных с ювелирной точностью из золота, серебра и японского сплава сибуити, а также искусственное патинирование с безупречно выполненной гравировкой по металлу.
Поверхность вазы украшает морской пейзаж: на берегу океана растут высокие сосны, символы долголетия и стойкости, по воде плывет череда небольших парусных лодок, в небе летят журавли. Четыре стороны вазы образуют единую круговую композицию, которая не теряет общей целостности, но при этом каждая пара смежных граней образует законченный самостоятельный сюжет, открывая взгляду новый ракурс.
На донце вазы выгравированы иероглифы «大日本京都住一光堂宮部篤良» («Дай Нихон Кё: то дзю: Иккодо Миябэ Ацуёси»), что в переводе означает: «Миябэ Ацуёси, мастерская Иккодо, Киото, Великая Япония». Ниже стоит као — личная подпись мастера.
Миябэ Ацуёси (яп. 宮部篤良, 1870–1911) — знаменитый японский мастер из Киото, последователь школы ювелиров Оцуки, основанной в середине XVIII века мастером Оцуки Мицусигэ. Его непосредственным учителем был известный оружейник Синояма Токуоки (1813–1891). Произведения мастера Миябэ Ацуёси имеют высокое признание, они находятся на постоянных экспозициях в Национальном музее Киото, Художественном музее Экленда (The Ackland Art Museum) в Северной Каролине и в других крупных музеях мира. Его работы были высоко оценены известнейшими коллекционерами всего мира.
В центр донца вазы вмонтирована круглая золотая печать в китайском стиле, изображающая стилизованный иероглиф «счастье». Эта печать выполнена позже, чем само произведение. Дело в том, что многие сосуды, которые приобретались иностранцами в конце XIX века, было модно использовать в декоре дорогих особняков и вилл в виде декоративных ламп. На многих произведениях искусства в центре дна вырезали небольшие округлые отверстия под место для пропуска шнура. Со временем подлинные ценители японского декоративного искусства выкупали эти уникальные произведения и бережно их реставрировали, возвращая им первоначальный вид.
Отличительные особенности вазы известного японского мастера Миябэ Ацуёси — это необычная четырехгранная форма и тончайший, ювелирно проработанный, декор. Ваза, выполненная на высоком художественном и технологическом уровне, является историко-культурной ценностью и имеет важное коллекционное значение.
Аналогии:
1. Impey O., Fairley M. Metalwork in the Khalili Collection // Meiji no Takara Treasures of Imperial Japan (Nasser D. Khalili Collections of Japanese art). Vol. II. — London: The Kibo Foundation, 1995. — No 93.
2. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 11 ноября 2016–2 апреля 2017 года. Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Том 2. — СПб.: Чистый лист, 2016. — С. 146–151.